О начале проката «Вия» можно говорить как о сенсации: первое место по кассовым сборам по итогам первого уикенда среди российских лент (больше, чем у «Сталинграда»). Конечно, и конкуренты у него были не самые сильные, но все же когда лидер собирает денег в три с лишним раза больше, чем другие фильмы первой пятерки, - это достижение. Тем не менее можно делать любые ставки на то, что в предстоящие выходные сборы у «Вия» окажутся гораздо меньше, как, впрочем, и у остальных картин. 7 февраля стартует Олимпиада - большинство жителей нашей страны наверняка предпочтут кинотеатрам теле- и онлайн-трансляции спортивных состязаний. Не то чтобы новинки этой недели так уж скучны. Нет, они интересны и способны привлечь зрителя, если он забудет о сочинской Олимпиаде.

Номер первый - это, разумеется, «Волк с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе. Необычный «знак качества» ленты - небольшой скандал, разразившийся во время ее предпремьерного показа для «сливок» Голливуда. Кое-кто уходил с фильма, намеренно производя как можно больше шума, а уже после окончания - сценаристов «Волка…» чуть ли не публично отчитали за «аморальный сюжет». Такой реакции на творчество Скорсезе не было со времен «Последнего искушения Христа»!

Собственно говоря, в самом сюжете ничего аморального нет: экранизация мемуаров Джордана Белфорта, брокера, добившегося большого успеха на бирже, затем осужденного за финансовые преступления, а ныне читающего лекции по менеджменту. Видимо, дело в том, что картина Скорсезе - не биографическая драма и не финансово-судебный триллер в духе Джона Гришема, а очень злая сатирическая трагикомедия.

«Волк с Уолл-стрит» отлично прошел в США, награжден множеством призов, к тому же выдвинут на «Оскар» в пяти номинациях (одна - для исполнителя главной мужской роли Леонардо Ди Каприо). Тем не менее этот деликатес из числа тех, что не всем желудкам под силу. Особенно если учесть прокатную категорию R, присужденную фильму за насилие, секс, алкоголь, наркотики, грубый язык и прочие радости биржевой жизни.

Интересна, хотя и в совершенно ином ключе, картина «Лекарь: ученик Авиценны». Актеры - интернациональные, преимущественно англоязычные (Том Пэйн, Бен Кингсли, Стеллан Скарсгард, Оливье Мартинес, Стенли Таунсенд, Эмма Ригби), однако остальная съемочная группа, как и финансирование, германские. История Роба Коула, десятилетнего сироты, совершившего фантастическое для XI века путешествие из Англии в Персию, чтобы стать учеником великого медика Авиценны (ни динозавров, ни роботов, ни супергероев!) в прокате страны-производителя пользовалась невероятным успехом. Зрительские рейтинги фильма высоки как на www.imdb.com, так и на «Кинопоиске». К недостаткам «Лекаря…» можно отнести определенную затянутость и традиционную для всех экранизаций неполноценность в сравнении с литературной основой, здесь - романом-бестселлером Ноа Гордона.

Еще одна новинка, романтическая комедия «Этот неловкий момент» - типичный для Голливуда кинофастфуд. Трое друзей, когда одного из них бросила подружка, клянутся никогда не заводить с девушками серьезных отношений, но тут - настоящая любовь. Ни хвалить, ни ругать эту картину не за что. В США она появилась в прокате в прошлый уикенд, когда вся Америка смотрит финал Суперкубка и крупных кинопремьер компании-мейджоры не устраивают, - у нас «Этот неловкий момент» выходит «на Олимпиаду».

Впрочем, специалисты по фастфуду есть не только в Голливуде: российская комедия «В спорте только девушки» (продюсерский проект Александра Цекало) стоит «...Неловкого момента». Взять «Некоторые любят погорячее» (как водится, о первоисточнике - молчок!), заменить джаз-банд на женскую сборную по сноуборду - всего-то и делов! Нужно быть невероятным оптимистом, чтобы считать, что лента Евгения Невского («Интерны») по качеству превзойдет классическую картину Билли Уайлдера, а Илья Глинников, Александр Головин и Лянка Грыу переиграют Джека Леммона, Тони Кертиса и Мэрилин Монро. Но, если на полтора часа отключить свою память (заодно забыв про Олимпиаду), удовольствие можно получить и от этого фильма.

Наоборот, для анимационной ленты «Белка и Стрелка: лунные приключения» момент для выхода подобран очень удачно. Фанатов большого спорта среди детей немного, остальные конкуренты с ограничением по возрасту, так что, как говорилось в старой рекламе, «при всем богатстве выбора иной альтернативы нет». Отряд собак-космонавтов отправляется в опаснейшее путешествие на Луну (действие происходит в 1970-е годы), чтобы раскрыть тайну загадочного зеленого луча, идущего оттуда на Землю. Общее мнение - сценарий плох, но анимация - пристойная, шутки - смешные, озвучка (Евгений Миронов, Нонна Гришаева, Сергей Гармаш) - великолепная. Не «Пиксар», но вполне подойдет, если ребенок требует «мультиков», а родителям хочется смотреть Олимпиаду.

Алексей ГУЛЯНИН.