В минувший уик-энд состоялась небольшая сенсация: «Вий» обошел «Волка с Уолл-стрит». Как говорится, Леонардо Ди Каприо нервно курит в стороне, хотя конкуренция между «Вием» и «Волком» была напряженная - вместе эти две картины взяли в прошедший уик-энд две трети кассы первой пятерки.

Примерно по одной седьмой суммарных сборов, с еще более мизерной разницей - у «Белки и Стрелки: лунных приключений» и «В спорте только девушки» (третье и четвертое место киночарта России). Для обеих лент это определенный успех. Старт мультфильма о приключениях Белки и Стрелки принес меньшую кассу. «В спорте только девушки» собрал значительно больше денег, чем, например, в первый прокатный уик-энд «Остров везения» - аналогичная по целевой аудитории, жанру и количеству звезд картина.

Остальные крохи зрительского внимания достались замкнувшему пятерку «Лекарю: ученику Авиценны». Результат не слишком высокий. Однако, учитывая происхождение фильма (часто ли в число пяти самых популярных в России входила немецкая картина?), мощную конкуренцию и относительно малую популярность в нашей стране костюмных историко-приключенческих драм, первые итоги «Лекаря…» можно считать удовлетворительными.

На этой же неделе отечественные экраны захлестнет волна преступности. И хотя новинок только три, нарушений уголовных кодексов в них будет столько, что с избытком хватит и на целый десяток!

Преступность фантастическая - это потенциальный лидер предстоящего уик-энда - «РобоКоп», ремейк одноименной картины Пауля Верхувена о полицейском, которого после гибели во время очередного рейда превратили в киборга. Бюджет старой ленты составлял «жалкие» 13 миллионов долларов - в новую вложили то ли в семь, то ли в одиннадцать раз больше. Соответственно актерский состав просто блистательный - Юэль Киннаман («Код доступа «Кейптаун», телесериал «Убийство») в главной роли, Сэмюэл Л. Джексон, Майкл Китон, Гэри Олдмен, Эбби Корниш («Запрещенный прием») во второплановых. Режиссер - бразильянец Жозе Падилья, чья спецназовская дилогия «Элитный отряд» стала культовой и была премирована на Берлинском кинофестивале. Эти плюсы картины отмечают все - и те, кому она понравилась, и те, кому нет. Отсутствуют претензии и к спецэффектам. Тем не менее количество отрицательных рецензий на «РобоКопа» достаточно велико, хотя высказанная в них критика может показаться, на первый взгляд, абсолютно неконкретной.

Все проблемы нового «РобоКопа» - это проблемы современного Голливуда в целом. Фильм Пауля Верхувена был очень жестоким, пессимистичным и злым, вышел в прокат с рейтингом R - в 1980-е режиссер в Голливуде мог себе это позволить. У ленты Жозе Падильи прокатный рейтинг PG-13 (в России - «12+»), иначе такой гигантский бюджет может не окупиться. Соответственно целевой аудитории смещены и акценты - со сцен насилия на спецэффекты, добавлено юмора (не «черного», как у Верхувена!), не такой безотрадной сделана и атмосфера картины. Образно выражаясь, чифир старого «РобоКопа» изрядно подсахарили. Увы, сейчас такие правила игры в Голливуде: хочешь снимать блокбастеры - ориентируйся на семейного зрителя.

Преступность реальная - это «Афера по-американски» Дэвида О. Рассела («Боец»), криминальная комедия о проведенной в 1970-х - 80-х годах операции ФБР по разоблачению коррупции в различных эшелонах власти США. Актерский ансамбль еще более внушительный, чем в «РобоКопе»: Кристиан Бэйл, Эми Адамс, Дженнифер Лоуренс, Брэдли Купер, Джереми Реннер, Роберт Де Ниро. Ленту можно назвать шедевром голливудской кинотехнологии, настолько гармонично соединились все ее составляющие.

Не случайно фильм выдвинут на 10 «Оскаров», и не случайно отрицательные рецензии практически отсутствуют, и не только у профессионалов. Но все же именно поэтому «Афера…» шедевр, правда, лишь кинотехнологии. Настоящая классика рождается через нарушение правил, зачастую проходя через горнило разгромных отзывов. «Афера…» же при всех ее колоссальных достоинствах, видимо, только еще один очень хороший фильм - кстати, с прокатным рейтингом «16+».

И напоследок преступность сказочная - полнометражный мультфильм «Феи: загадки пиратского острова». Сущая безделица, продолжение бесконечной диснеевской франшизы о приключениях маленьких волшебниц, на этот раз магическим образом попавших на затерянный в океане остров и вынужденных там сразиться с морскими разбойниками (степень кровожадности - «0+»). И ее продюсирует сам Джон Лэссетер! Гениальный мультипликатор, о котором достаточно сказать: «Он создал «Пиксар», вместо того чтобы творить новую «Историю игрушек», встает за конвейер милых, но проходных лент… Вот это для всех любителей кино и есть настоящее преступление!

Алексей ГУЛЯНИН.