Духи с девичьей фигурой

- Вот эти духи «Кремль», выпущенные фабрикой «Новая заря» в 1979 году, нам принесла мурманчанка Ольга Васильевна Шадрина, - берет в руки экспонат заведующая сектором учета музея Елена Гонецкая. - И знаете, запах очень хорошо сохранился. А вообще эти духи фабрика начала выпускать в 1968-м.

Она открывает флакончик, сделанный 35 лет назад, в виде кремлевской башни, и в воздухе плывет великолепный цветочный аромат, упоительно сладковатый, подчеркнутый нотками дубового мха. Кто же так аккуратно пользовался этим флаконом, что он до сих пор почти полный?

- Эти духи подарили моей тете, - рассказала нам по телефону жительница Мурманска Ольга Шадрина. - А она была такой экономной, что пользовалась ими только по большим праздникам, раза три-четыре в году. В общем, пережили они хозяйку...

В годы студенчества, мы, совсем небогатые девчонки СССР, пользовались духами «Быть может» производства Польши - рупь семьдесят пять за пузырек, и мало у кого не было в сумочке этого стройного, изящного флакона, так напоминающего узкоплечую, волшебно расширяющуюся к бедрам девичью фигурку. Потом, в начале 70-х, я, молодая журналистка, вполне могла позволить себе французские духи «Клима» за 25 рублей - между прочим, четверть зарплаты. Ну а когда обзавелась мужем-летчиком, у меня появились французские духи «Диорелла», «Диориссимо», «Эсте Лаудер».

Берегли как зеницу ока

Вот только не надо думать, что поколение сегодняшних бабушек и прабабушек было некрасивым. Вы не поверите, но и в 60-х, и в 70-х, и уж тем более в 80-х годах мы, может быть, не такие высокие и длинноногие, как нынешние девушки, были все ровно умопомрачительно обаятельными. Хотя чего это стоило!

Моя подружка Галка в 10-м классе, чтобы поразить более взрослого кавалера - курсанта танкового училища, в мельчайшую пыль дробила елочную игрушку и этой сверкающей стеклянной пылью пользовалась как тенями для глаз (ау, конъюнктивит!). Но зато как сияли ее очи… Они сверкали, как самолетное крыло! А губную помаду мы варили в баночке из-под вазелина на электроплитке, смешивая остатки из старых тюбиков.

- А вот губная помада, которой пользовались в 60-х годах прошлого века, - указывает на два крохотных тюбика Елена Гонецкая. - Одна морковная, московской фабрики «Рассвет», а вторую - вишневую - не иначе влюбленный моряк привез какой-то мурманчанке из загранрейса. Смотрите, на тюбике написано «Wilson wonderful».

- И тоже еще не до конца использованная. Видимо, берегли, - откликаюсь я.

- Конечно, берегли! - говорит моя собеседница. - Да и не принято тогда было наносить слишком яркий макияж. Красились по торжественному случаю. И еще, что действительно очень берегли, так вот эти туфельки из вишневого лака. Они сделаны в 70-м году на ленинградском обувном объединении «Скороход». Посмотрите, здесь совсем не стоптаны каблуки, не исцарапаны подошвы. Видимо, хозяйка надевала их тоже только по праздникам. А вот сумочки. Эту вьетнамскую из соломки нам подарили активистки Мурманского отделения общества советских женщин. Сумочке 38 лет, а почти как новенькая.

...Вернусь в свою юность. Мы не знали, что такое клатч, но в каждой женской сумочке лежали сшитые из старых зонтиков или плащей-болонья подобия сегодняшних пластиковых пакетов - а вдруг в магазине напротив «выбросят» какую-нибудь красоту невероятную - платье, кофточку или босоножки?

А вдруг наткнешься на импорт! Это завораживающее слово было куда престижнее, чем пятиугольный знак качества на ценниках платьев, сшитых на местных швейных фабриках. А еще в те годы, чтобы быть не похожими ни на кого, мы сами себе вязали всевозможные наряды. Я даже свадебное платье связала из тончайшей шерсти по 5 рублей моток. Вязала долго, даже на лекциях в институте, но к свадьбе успела.

Выставка «Женская красота в Советском Союзе» занимает сегодня совсем небольшой уголок на первом этаже музея. И очень жаль, потому что еще очень многое хранится в его запасниках. Вот «Журнал мод» за январь 1953-го. Еще жив Сталин, и потому манекенщицы подчеркнуто целомудренны. Им всем до 30 лет, но дашь далеко за 40 - глаза в пол или в даль светлую, юбки ниже колена, пиджаки застегнуты на все пуговицы, блузочки под горлышко, улыбка - не открывая зубов. Даже дети здесь не бегают, не прыгают, а чинно демонстрируют аскетичные - без бантиков и аппликаций - костюмчики.

А вот в «Советской женщине» за 1963 год снимки куда более раскованные: на обложке счастливая мама с младенцем - оказывается, нас любили и мы рожали! Смотрю на эти журналы и думаю, а где же наша всенародно любимая тогда «Работница»? Наверное, в запасниках музея, ведь без нее (15 копеек в розницу, рубль восемьдесят - годовая подписка) ни одна семья не обходилась. Нас там учили не только модно одеваться, но и как практически без продуктов приготовить обед из трех блюд, чем вывести пятна на одежде, как из старого пиджака мужа сшить очаровательную юбочку для дочки и сделать ремонт в квартире подручными средствами, приклеивая обои на собственноручно сварганенный клей из крахмала. Не знаю, кто как, но у меня до сих пор хранятся бережно переплетенные в мастерской вырезки и выкройки из этих журналов.

Правда, кто сегодня будет заморачиваться сбором обмылков туалетного мыла и затем зашивать их в старый капроновый чулок? А так мы ладили мочалки для мойки посуды… Кто будет плевать в тушь «Ленинградскую» фабрики «Свобода», чтобы наштырить ею реснички, после чего они торчали черные, как от гуталина, создавая эффект неведомых нам тогда накладных ресниц? Да и нет сегодня в продаже такой туши, как и нет самого города с таким именем.

Кстати, глаза мы подводили черным карандашом «Живопись», который промышленность совсем не для этого выпускала. И задорные стрелки на веках превращали нас в загадочных японок и заставляли сворачивать головы встречных парней.

Крем для лица - в салат

Ну, а на выставке я всем советую побывать, конечно же. Полюбоваться сумочками и шляпками, вспомнить о духах «Кремль» и «Красная Москва» (последние пока в запаснике), кстати, возможно, кто-то не знает, но эти ароматы для нас разрабатывались в парфюмерных лабораториях Франции, а «Красная Москва» первоначально называлась «Любимый букет Императрицы». А самое интересное, что, оказывается, фабрика «Новая заря» и сегодня предлагает духи «Кремль» как роскошный аромат, который может использоваться и женщинами, и мужчинами (там есть шипровые нотки).

Почему так долго живут эти духи? А почему мы не слепли, пользуясь тушью «Ленинградская», в народе именуемой «плевалкой»? Потому что косметика тогда делалась исключительно на натуральном сырье. Как-то раз кухарка знаменитой Эсте Лаудер (все свои первые кремы для лица мадам Лаудер готовила в крошечной кухонке) перепутала баночки и вместо майонеза заправила салат новым косметическим кремом. «Сойдет! - рассмеялась Эсте, - в моих кремах - только натуральные ингредиенты!»

Вот и мы тогда были - натуральными. Без силиконовых губ и бюстов, без нарощенных волос и сантиметровых ногтей, без тонн косметики на лице, без огромной массы кремов - для тела, лица, бедер, рук, ног, при использовании которых ни один муж так и не поймет, чем же пахнет на самом деле его любимая женщина.

И нас любили. Ох, как же нас любили!

Фото:
Фото:
Фото:
Нина АНТОНЯН.