В минувший уикенд полнометражный мультфильм «Рио-2» занял первое место в киночарте России, втрое превзойдя по сборам второй номер, «Need for Speed: жажда скорости». Третье место у «300 спартанцев: расцвет империи». Появление «Рио-2» сдвинуло их (как и «...жажду скорости») на одну позицию вниз. Сюрприз преподнес «Отель «Гранд Будапешт», не только оставшийся в первой пятерке, но и поднявшийся на четвертую позицию. А еще говорят, что это «кино не для всех»! Наоборот, «Воздушный маршал», замкнувший пятерку, подтвердил реноме неудачника.

В целом подобные кассовые итоги предсказать было легко. Не слишком трудно назвать и лидера на следующий уикенд. Гораздо сложнее предугадать реакцию зрителей на сами фильмы. Картина может провалиться, не окупив свой бюджет (яркие примеры - «Однажды в Америке» и «Бойцовский клуб»), но при этом стать культовой и лидировать во всевозможных рейтинговых списках. Так получилось, что все новинки этой недели очень интересны в творческом отношении, как образцы жанрового кино во всем его разнообразии.

Проводя аналогию с боксом, «супертяж» - лента Даррена Аронофски «Ной». Впервые знаменитый американский режиссер работает с таким большим бюджетом - 125 миллионов долларов. Бульдозер американского блокбастера и изысканное мастерство признанного артхаусного гения, ставшего культовой фигурой со времен выхода его первого фильма «Пи»: как они сопрягутся вместе? Какие смыслы вложил Аронофски (сценарии к своим картинам он пишет вместе с постоянным соавтором Эри Хэнделем) во вполне однозначную, на первый взгляд, библейскую историю?

Фильм собрал блестящий актерский состав - Рассел Кроу, Дженнифер Коннели, Энтони Хопкинс, Ник Нолти и Эмма Уотсон. Особенность работы Аронофски с актерами - акцентирование внимания на одном из членов ансамбля (не обязательно центральном персонаже), что позволяет лучше раскрыть авторский замысел. Здесь, по мнению критиков, повезло Эмме Уотсон.

Как всегда, композитором новой ленты Аронофски стал Клинт Мэнселл, что обещает как минимум очень хороший саундтрек.

В свое время, проводя параллели между Стенли Кубриком и Андреем Тарковским, «Солярис» называли «анти-«Космической Одиссеей». Анти-«Ной» - «Трудно быть богом» Алексея Германа.

За свою жизнь Алексей Герман снял немного картин, что связано не только с внешними, но и внутренними причинами - таких перфекционистов было еще поискать. Съемки «Трудно быть богом» заняли шесть лет, с 2000-го по 2006-й. В феврале 2013 года Герман умер, не успев завершить работу над картиной (озвучание и монтаж). Закончена она была его вдовой, сценаристкой «Трудно быть богом» Светланой Кармалитой, и сыном, известным режиссером Алексеем Германом-младшим.

Продолжая аналогию с Тарковским: фильм Германа соотносится с культовой книгой Стругацких примерно так же, как «Сталкер» - с «Пикником на обочине». Большое количество положительных рецензий не должно вводить в заблуждение - это как раз тот случай, когда критик и зритель подходят к картине с совершенно разными мерками. Фильм Германа - дискуссия с классиками отечественной фантастики, причем в этом споре режиссер, образно говоря, не стесняется в выражениях.

Вместе с тем «Трудно быть богом» - это и лучшая роль Леонида Ярмольника, пошедшего наперекор сложившемуся еще с дебютного «Сыщика» актерскому амплуа. Быть может, на фильм Германа стоит сходить отнюдь не из-за Стругацких, а именно ради Ярмольника.

Сказка «Красавица и чудовище» воспроизводилась бесчисленное количество раз. Нынче она пришла к нам из Франции, где, как считается, и появился этот сюжет.

В отличие от предыдущих лент «Красавица и чудовище» на звание шедевра не претендует. Тем не менее и в этой картине есть своя изюминка, причем не одна. Режиссер Кристоф Ганс отличается умением снимать вполне коммерческие фильмы («Братство волка»), используя приемы артхаусного кино и всегда к месту - спецэффекты. Забавен подбор актеров. Красавица - красавица-актриса Леа Сейду, чудовище - Венсан Кассель, и он же - прекрасный принц! И это притом что роль второго плана исполняет Эдуардо Норьега.

И напоследок - коротко о самой необычной новинке недели. Давно ли вы смотрели индонезийский боевик? Это упущение можно компенсировать за счет картины «Рейд-2». Первая лента произвела фурор среди поклонников жанра, сумела проникнуть в американский прокат и сделала там - для индонезийского фильма - очень неплохие сборы. «Рейд-2» - ее продолжение. Поскольку имена актеров и режиссера никому ничего не скажут, перейдем к сюжету. С предыдущим фильмом он никак не связан, за исключением сквозного главного героя, который на этот раз решает внедриться в гангстерский синдикат, чтобы разрушить его изнутри. По оценкам критиков и зрителей, «Рейд-2» получился не хуже первой картины, и на него следует обратить свое внимание всем поклонникам восточного кино.

Алексей ГУЛЯНИН.