«Первый мститель: другая война», вышедший на прошлой неделе, оказался исключительно удачной попыткой выйти за пределы железной клетки сюжета и стиля фильма-первоисточника. В США картина не просто стала лидером уикенда - по его результатам она собрала в полтора раза больше, чем первоисточник. Гораздо выше у новой картины зрительские рейтинги, больше на ее счету и положительных рецензий. В нашей стране сиквел «Первого мстителя» также вышел на первое прокатное место. Однако, если в Америке новая лента обрушила результаты предыдущего лидера, «Ноя», почти на две трети, в России эти две картины соревновались практически на равных. Второе место фильма Даррена Аронофски отличает от первого сравнительно небольшая разница. Третий результат у «Рио-2»: отрыв от второго почти в 2,5 раза, так же, как у четвертого («Красавица и чудовище») от третьего. Наконец, на пятом месте скромно, но достойно притулился долгожитель российской первой пятерки «Отель «Гранд Будапешт». В прокате США, между прочим, у этой ленты столь же устойчивые коммерческие показатели.

Представление новинок этой недели начнется вопреки обычному порядку с малобюджетной ленты «Окулус», снятой незнаменитым режиссером, без актеров-звезд и к тому же в жанре фильма ужасов. Тем не менее именно на нее следует в первую очередь обратить внимание. Премьера картины состоялась не где-нибудь, а на престижном кинофестивале в Торонто. Хотя и было это во внеконкурсной программе, однако для малобюджетного фильма ужасов это редчайший случай. Затем на «Окулус» пошли валом положительные рецензии, что опять-таки для лент такого сорта нехарактерно. Необычно высокий рейтинг критики - обстоятельство, которое заставляет обратить на «Окулус» внимание и тех, кто к фанатам жанра себя не относит.

Сюжетно лента заставляет вспомнить древний трэш-хоррор «Телемертвецы», пользовавшийся заметной популярностью в эпоху видеосалонов. Сейчас «Телемертвецов» смотреть дико смешно, хотя исходная идея его сценария - телевизор как некий портал между миром живых и миром мертвых - неплоха и для наших времен. Видимо, режиссер и соавтор сценария фильма Майкл Флэнеган тоже смотрел «Телемертвецов» и заимствовал идею для своей картины. Правда, использовать он предпочел не «зомбоящик», а зеркало.

«Окулус» прокатывается с рейтингом R («16+»), причем отнюдь не за обнаженную натуру - любителей жанра это наверняка обрадует. Примечательно и то, что Майкл Флэнеган отработал и как монтажер картины. Поэтому «Окулус» выходит, скорее всего, именно в том виде, в каком его хотел видеть режиссер. Однако главным претендентом на зрительские симпатии в нынешний уикенд будут «Голодные иг…», извините, «Дивергент».

Сходство между этими двумя картинами действительно очень большое. После оглушительного успеха «Голодных игр», снятых по роману Сьюзан Коллинз, продюсеры посчитали, что нашли новую золотую жилу - «девичий» фантастический боевик. Итогом стала экранизация популярного романа-антиутопии Вероники Рот «Дивергент»: опять США будущего, опять постапокалиптика, опять харизматичная девушка в главгероинях. Девушка эта - так называемый дивергент: все люди по достижении 16 лет проходят психологическое тестирование, по результатам которого определяются в одну из пяти фракций по преобладающим чертам характера. Дивергентов по душевному складу нельзя отнести к какой-то одной фракции, что противоречит официальной идеологии, поэтому на них идет беспощадная охота…

Козыри, дававшие создателям «Дивергента» надежду превзойти «Голодные игры», были весомы. Сценаристка - Люси Фишер («Игра престолов»), режиссер - Нил Бергер («Иллюзионист», «Области тьмы»), в главной роли - Шейлин Вудли («Потомки»), во второплановых - Кейт Уинслет и Эшли Джадд. Однако мечты не стали реальностью. Да, сборы высоки (вторая и третья части уже проанонсированы), но «Голодные игры» в свой первый уикенд собрали вдвое больше. Чисто кинематографически у «Дивергента» есть два плюса - Кейт Уинслет (ее игру отмечают все рецензенты) и нестандартный финал (которого, однако, нужно еще дождаться). Во всем остальном, по общему мнению, «Дивергент» не то чтобы плох - «Голодные игры» лучше. «Козлом отпущения» критики выбрали Нила Бёргера. Но все же, учитывая качество предыдущей популярной франшизы компании, финансировавшей съемки («Сумерки»), часть вины следует возложить и на продюсеров.

«Среднее арифметическое» этих двух полярных картин - «Три дня на убийство». Эффект дежавю здесь виден чуть ли не в каждом кадре, что не должно удивлять: автор сценария и продюсер картины - Люк Бессон, в главной роли - Кевин Костнер, который уже много лет (какая бы роль ему ни доставалась) играет почти исключительно Кевина Костнера. Впрочем, как отмечают критики, здесь у него произошла некоторая ремиссия. Впечатляет женская составляющая актерского ансамбля - Конни Нильсен («Гладиатор»), Хейли Стейнфилд («Железная хватка») и Эмбер Херд, хотя похвал (как и порицаний) их игра не получила. Более всего досталось режиссеру фильма Макджи («Значит, война») и Люку Бессону - первому за сумбурно снятую ленту, второму - за заурядный сценарий. Но что ругать Бессона - он уже давно не напрягается! Взять «12 обезьян» Теренса Гиллиама, главного героя из чокнутого преступника превратить в больного раком оперативника ЦРУ, вместо биотеррориста отправить его убивать торговца оружием, для поддержания здоровья накормить секретным препаратом от рака, от которого у него пойдут глюки не хуже, чем в «12 обезьянах». Всего-то и делов!

Конечно, свой зритель у этой ленты найдется, и кому-то она даже понравится. Как-никак, выпуская таких «близнецов», Бессон уже много лет финансово выходит в плюс, но к киноискусству это не имеет ни малейшего отношения.

Алексей ГУЛЯНИН.