Вторые «длинные выходные» мая в коммерческом плане получились далеко не столь успешными, как предыдущие: общие кассовые сборы первой пятерки лидеров киночарта России снизились чуть ли не в полтора раза. Виной тому - меньшее количество свободных от работы дней по сравнению с началом месяца и отсутствие громких премьер.

Первое место, как и ранее, заняла «Кухня в Париже». Несмотря на все шероховатости, эта лента - прекрасный пример растущего класса отечественных продюсеров, наконец-то успешно освоивших еще один коммерческий прием мирового кино, съемку фильма-хита по мотивам телесериала.

На второе место поднялся мультфильм «Кот Гром и заколдованный дом». Целевая аудитория, успевшая посмотреть нового «Человека-паука», наконец-то обратила на него свое благосклонное внимание. Сам же марвеловский киногерой медленно планирует на дно киночарта - со второго места «Человек-паук: Высокое напряжение» переместился на третье. Впрочем, по другому показателю, наработке на копию, «Коту…» до «Человека-паука» еще далеко. Также на одну позицию вниз, с третьего на четвертое место, ушла «Другая женщина».

На пятом месте прочно укрепился «13 район: кирпичные особняки». Учитывая, что количество копий фильма в прокате резко выросло (официально его широкий показ в России начался только 8 мая), это не выглядит такой уж удачей.

Наконец, стартовавшая в минувшие выходные комедия «Блондинка в эфире» не смогла попасть в число лидеров, оказавшись на шестом месте. Однако разрыв между ней и «13 районом» очень мал, а по такому показателю, как наработка на копию, «Блондинка…» уступает лишь «Кухне в Париже» и «Человеку-пауку».

Итак, несмотря на праздники, в российском прокате все спокойно… пока. Ведь этот уикенд нам предстоит провести в японском стиле. Классический монстр и классическое аниме, «Годзилла» и «Космический пират Харлок», одинаково культовые и с одинаковой датой в графе «год рождения» - 1954.

С японо-американским фильмом «Годзилла» связана не одна странность. Обычно, когда речь идет о блокбастерах, студии охотно раскрывают размер бюджета картины. В данном же случае о финансовых затратах приходится только гадать. Инсайдеры говорят о 160 миллионах долларов, но фирма-производитель отмалчивается.

Следующая загадка - режиссер. Гарет Эдвардс известен всего одной картиной, микробюджетной фантастикой «Монстры». Она, правда, принесла ему коммерческий и творческий успех. Однако не слишком ли этого мало для утверждения на должность режиссера блокбастера?

Скорее всего, такое поведение студии связано со спецификой картины. Годзилла - столь же известный миру японский бренд, как суши, карате и Харуки Мураками. Для кинокомпании «Сони», финансировавшей постановку, дело чести представить знаменитого монстра в лучшем виде в год его 60-летия, и деньги здесь не главное. А поскольку провал картины может отозваться на карманах акционеров (наверняка они возжаждут мести!), бюджет и не озвучили. Понятным выглядит и решение пригласить Гарета Эдвардса, режиссера талантливого, но без авторитета в Голливуде, который снимет фильм именно так, как ему скажут.

Действительно, по единодушному мнению положительных и отрицательных рецензентов, с задачей показать Годзиллу во всей его красе Эдвардс справился на 200 процентов. Относительно оценки других составляющих ленты разгорелась большая дискуссия. Одни говорят, что слишком мало времени отведено монстрам и слишком много - людям. Другие, наоборот, порицают «Годзиллу» за излишнюю монстрофилию, упирая на то, что такой актерский состав - Брайан Крэнстон (телесериал «Во все тяжкие»), Аарон Тейлор-Джонсон («Пипец»), Кен Ватанабэ («Последний самурай») и Жюльет Бинош - заслуживает большего внимания. Разноголосицу легко объяснить, если вспомнить о юбилейном характере картины. Фактически ее сюжет - это микст из множества предыдущих лент японской «годзиллианы» плюс голливудская традиция вставлять мелодраму куда только можно.

…Одним из наиболее интригующих событий прошлогоднего Венецианского фестиваля была премьера мультфильма Хидео Миядзаки «Ветер крепчает»: великий мастер аниме объявил, что эта лента будет последней в его карьере режиссера. Одновременно вне конкурса в Венеции показывали другой японский мультфильм - «Космический пират Харлок». «Ветер крепчает» шел в России ограниченным прокатом в марте этого года - «…Харлок» добрался до наших экранов в мае.

Харлок столь же известен в Японии, сколь и Годзилла. Но если радиоактивный монстр - плод оригинальной идеи сценариста, то многочисленные мультфильмы про Харлока основаны на культовом комиксе-манге. Новая лента получила массу похвал за свое графическое решение. Она была отмечена Международным обществом 3D-технологий и передовых визуальных эффектов как лучший анимационный проект. «Масштабно, грандиозно и визуально беспрецедентно» - так отозвался о «Харлоке» Джеймс Кэмерон. И одновременно - масса отрицательных отзывов о сценарии картины со стороны профессиональных критиков. Причина - та же самая юбилейность, что и у «Годзиллы».

«Харлок» - похожее ассорти из сюжетов манги, приправленных традициями японских мультсериалов (ранее этот герой появлялся практически только в них). «Космический пират Харлок», безусловно, невероятное зрелище, но в первую очередь - для фанатов. Остальным же придется либо проигнорировать мультфильм, либо примириться с тем, что великая японская культура может быть в чем-то и несколько примитивной.

Алексей ГУЛЯНИН