Чемпионат мира в Бразилии подарил любителям футбола не одну сенсацию. Провал фаворитов, не сумевших выбраться из группы, и неожиданные успехи команд, на которые до начала соревнований ставки делали только самые отчаянные их болельщики. Профессия предсказателя всегда неблагодарна, но теперь едва ли кто рискнет взвалить на себя ношу покойного осьминога Пауля. Кто станет чемпионом мира? Нидерланды? Бразилия… или Коста-Рика?

В некотором роде под стать футбольному чемпионату оказался и открывшийся 19 июня 36-й Московский кинофестиваль. Этот киносмотр всегда обвиняли в излишней старомодности и академичности, в том, что он завяз в XX веке, и ставили в пример динамично развивавшийся «Кинотавр». Однако на этот раз фестивальная Москва напрочь опровергла все пессимистические ожидания - теперь уже «Кинотавр» в сравнении с ней выглядит чересчур правильным и чопорным. Всего в различных программах ММКФ - 397 фильмов, по 44 на каждый фестивальный день.

Конкурсная программа художественных фильмов - 16 лент. Ее своеобразной квинтэссенцией можно назвать румыно-американо-испано-канадо-германо-эфиопскую копродукцию «Бети и Амар», фантастическую притчу на фоне событий Второй мировой войны в Эфиопии. Символично и то, что одна из двух представленных в конкурсе российских картин - «Да и да», снятая скандально известной Валерией Гай Германикой. Впрочем, традиции тоже не забыты. Вторая российская лента, «Белый ягель» Владимира Тумаева (из жизни ненцев Ямала), заставляет вспомнить «Пегого пса, бегущего краем моря» Карена Геворкяна, триумфатора Московского фестиваля 1991 года. А украинская картина «Братья. Последняя исповедь» Валерия Трофимова - прямая перекличка с «Тенями забытых предков» Георгия Параджанова, которым в этом году исполняется 50 лет.

В конкурсной программе нашлось место и традиционному политическому детективу «Самый опасный человек» по роману Джона Ле Карре - такие фильмы любили показывать и награждать в 1970-е - 1980-е годы, и не только в Москве. Ныне же он - не более чем забавный архаизм эпохи «холодной войны», как, впрочем, и все творчество «британского Юлиана Семенова». Единственный, но неоспоримый плюс этой ленты - виртуозная игра Филипа Сеймура Хоффмана, для которого роль в «…Человеке» стала последней.

Отдельного упоминания заслуживает программа документальных фильмов. В последнее время в документальном кино произошла настоящая революция: из Золушки киноиндустрии оно постепенно превратилось во вполне конкурентоспособный товар. Вот лишь несколько лент этого жанра из программы ММКФ, которые вполне могли бы собрать неплохую кассу.

«Красная армия», рассказывающая об истории хоккейного клуба ЦСКА, - фильм открытия Московского фестиваля. Любопытно, что снята «Красная армия» не у нас, а в США, хотя в ее съемках и принял самое активное участие Вячеслав Фетисов. Еще одна документальная лента на тему спорта, «Ложь Армстронга», которая снималась… дважды. Сначала это был панегирик великому спортсмену. Но, когда фильм был уже готов, разразился знаменитый допинговый скандал, картину пришлось и переозвучивать, и перемонтировать, и переснимать. Воистину - не сотвори себе кумира… Наконец, «Пресловутый мистер Бут», фильм-расследование о человеке, которого одни называют «оружейным бароном», другие - «козлом отпущения» за все неудачи американской политики.

Как и полагается на всех фестивалях, не обошлась программа Москвы-2014 без блокбастеров. В прошлом году была «Война миров Z», теперь - «Планета обезьян: революция» (фильм закрытия фестиваля) и «Трансформеры: Эпоха истребления». Одновременно с фестивальной премьерой начнется и мировой прокат этой картины - на этой неделе ее можно будет посмотреть в Мурманске.

Думаю, говорить о кинематографическом качестве четвертой части кинофраншизы из жизни игрушек-раскладушек бессмысленно, здесь в ход идут совсем иные критерии. Бюджет стал немного поменьше - 165 миллионов долларов (третья часть - 195 миллионов), быть может, потому, что всех звезд франшизы беспардонно «выпилили». Теперь это соло Марка Уолберга! Зато сами трансформеры куда разнообразнее - в «Эпохе истребления» наконец появятся диноботы, способные раскладываться в динозавров. «Парк юрского периода» встречается с «Тихоокеанским рубежом» - как говорится, эта штука будет посильнее «Фауста» Гете.

Алексей ГУЛЯНИН.