Актеры тоже люди, и им тоже бывает больно. И не везде можно отправить вместо себя дублера - особенно в тех случаях, когда конфликт произошел на любовной почве, и надо выяснять отношения по-мужски. То есть с помощью кулаков. И тут уже не имеет значения - заслуженный ты артист или народный, какая у тебя фильмография, и сколько премий в твоем послужном списке. Потому что бьют в таком случае, как говорят в народе, не по паспорту.

В Москве и Санкт-Петербурге для телеканала «Россия» Сергей Снежкин, известный по сериалу «Убойная сила» и фильмам «ЧП районного масштаба» и «Похороните меня за плинтусом», снимает многосерийную ленту «Следователь Тихонов», в основу которой легли несколько романов братьев Вайнеров. Жанр фильма его создатели определили как ретро-детектив, где с исторической точностью будет воспроизведена обстановка конца 70-х годов прошлого века.

- Вот это-то меня и привлекло! - признался Сергей Снежкин.

- Ностальгируете по тем годам?

- А как можно по ним не ностальгировать? - ответил Сергей Олегович. - В то время была жива моя драгоценная мама, которая пережила две мировые войны и три революции. Мы жили в коммунальной квартире, которая раньше принадлежала Вере Федоровне Комиссаржевской. Помню, мне дали рукопись Бродского на одну ночь - и я всю ночь читал, потому что в пять утра ее должны были забрать… Я рос, учился, знал людей той эпохи и всю ее многосложность, все достижения - и вместе с тем все ужасы, нищету… Тогда были свои гении, были и свои подлецы… И захотелось напомнить: плохих времен не бывает - они всегда неоднозначны…

Вместе со своей оперативной группой следователь Тихонов расследует самые громкие дела: похищение скрипки Страдивари, исчезновение уникального «лекарства от страха», вывоз контрабандой из СССР старинного ордена, имеющего большую историческую ценность… А начальник у Тихонова - генерал Шарапов. Тот самый Володя Шарапов, который в молодости вместе с Глебом Жегловым обезвредил неуловимую банду «Черная кошка».

По сценарию действие фильма происходит в Москве. Но столицу снимают в современном Петербурге и городах Ленинградской области. А кабинет Тихонова - который, по идее, находится на знаменитой Петровке, 38, - выстроили в одном из павильонов «Ленфильма». Стены выкрасили в светло-зеленый цвет, а напротив киношного окна установили осветительные приборы и отрегулировали их так, чтобы в кадре создавалось ощущение помещения, залитого утренним солнцем…

- В Петербурге, в Гатчине, Сестрорецке мы нашли много типовых зданий 70-80-х годов, которые сохранились в хорошем состоянии, - рассказывает исполнительный продюсер картины Наталья Горина. - Хотя замечу, что архитектура того времени не отличалась красотой… Снимаем и в центре Питера - в районе проспекта Стачек, Московского проспекта, парка Челюскинцев. Но при этом требуется такая натура, которая бы легко дополнялась советскими телефонными будками, автоматами с газированной водой и прочим - которые были изготовлены специально для съемок по нашему заказу.

В картине, которая претендует на историческую достоверность, не обойтись без реквизита.

- Мы хорошо себе представляли: какие вещи в то время были модными, какие подарки люди друг другу дарили, - рассказывает Наталья Горина. - Но с поисками реквизита возникли проблемы: как оказалось, гораздо легче достать предметы 50-60 годов, чем те, которые нужны нам, - конца 70-х. Что-то нашли в комиссионных магазинах, а что-то из мебели, предметов интерьера и быта работники съемочной группы привезли со своих дач или из дома. Достали из папиных-маминых шкафов и принесли на съемочную площадку старые костюмы, платья, блузки, юбки… Пошел в дело и мой магнитофон фирмы «Сони», который папа привез в 1974 году из-за границы - он хорошо сохранился, и мы решили, что он вполне подойдет в качестве подарка, который Тихонов делает дочери в день рождения.

Тихонов в фильме ездит на «Ниве» 1979 года выпуска. Машину купили у владельца, привели ее в порядок - теперь она на ходу и смотрится, как новенькая. Для различных эпизодов пришлось найти и другие легковые и грузовые автомобили, автобусы и троллейбусы 70-х годов.

- Нам даже потребовался экскаватор того времени, потому что несколько сцен мы снимаем на стройке, - рассказывает Наталья Горина. - Весь этот транспорт и технику мы собирали по всей Ленинградской области, а потом ремонтировали и красили - ведь в кадре машины должны выглядеть, как новые…

Главную роль - следователя по особо важным делам Станислава Тихонова - создатели картины доверили Михаилу Ефремову.

- Для этой роли мне даже пришлось похудеть, - признался актер.

В фильме немало и других именитых актеров. Так, например, генерала Шарапова играет Сергей Шакуров - который, кстати, в прежнем фильме по роману братьев Вайнеров «Визит к Минотавру», снятом в 80-е годы, играл… следователя Тихонова!

Одной из основных любовных линий становится роман следователя Тихонова с его подчиненной Еленой Лавровой, которую играет Светлана Иванова. Но против отношений дочери со следователем, который намного ее старше, настроен отец Елены - генерал Шарапов. И причиной тому - не только разница в возрасте и служебные отношения, но и то, что у Тихонова есть жена (ее играет Виктория Толстоганова). Но этим любовные перипетии сюжета не исчерпываются. Тихонов встречает свою первую любовь (эта роль досталась Марии Мироновой). А его жена, зная о похождениях мужа, платит ему той же монетой: заводит себе любовника - эту роль согласился сыграть Федор Бондарчук.

- Недавно мы сняли сцену, где Тихонов дерется с соперником, который пытается увести у него жену, - рассказывает Наталья Горина. - Драка была серьезная - с битьем физиономий, посуды и витрин, опрокидыванием столов в ресторане. И что самое важное: все это нужно было снимать крупным планом, чтобы видны были лица соперников. И к чести Михаила Олеговича и Федора Сергеевича, они все трюки, необходимые для съемки столь шумного конфликта, исполнили сами…

Фото:
Фото телеканала «Россия».
Наталья КОЛОБОВА (ИА «Столица»)