Вообразите, будто сейчас конец декабря, вы наряжаете елку, за окном идет снег, а на дворе… начало прошлого века! Царская полиция бдит, футуристы читают заумные стихи на городских площадях, на московском катке проходит один из первых в мире международный чемпионат по фигурному катанию, а где-то в глухой деревне среди лесов паренек спасает от барина своего друга - медведя… Вот такую круговерть событий придумали в кинокомпании «Bazelevs» Тимура Бекмамбетова для продолжения полюбившейся миллионам зрителей новогодней комедии, рабочее название которой «Ёлки-1914».

В семи историях, объединенных сквозным сюжетом, в известных исторических образах предстанут постоянные участники сериала Иван Ургант, Сергей Светлаков, Галина Стаханова, Александр Головин и другие. Нам же удалось побывать на съемках первых двух новелл.

Если зритель помнит, в первой части «Ёлок» персонаж Артура Смольянинова - вор, в канун Нового года задержанный капитаном милиции за кражу из ювелирного магазина. В новом фильме герой Артура по имени Петр - не переодетый, а вполне законный сотрудник царской полиции, да еще и при усах (правда, накладных).

- Наш герой не только полицейский, он еще и на коньках катается, - поделился с нами режиссер новеллы «Фигурист» Александр Котт. - Только это умение он всячески скрывает от своего начальника, которого играет Владимир Гостюхин.

- А что зазорного в том, чтобы быть фигуристом? - удивились мы.

- Тогда считалось неприличным государственному служащему появляться на людях в лосинах, рейтузах и тому подобных вещах, - разъяснила художник по костюмам Анастасия Образцова.

Вот и приходится Петру обманывать начальство, чтобы сбежать на соревнования, где его ждет возлюбленная - фигуристка Ксения, которую играет Екатерина Шпица.

- Моя героиня - уверенная в себе, искренняя и открытая девушка, наверное, такая, о которой мечтает каждый мужчина, - рассказала Екатерина. - Но она, как представитель прогрессивной молодежи того времени, увлечена революционным движением. Таким образом, Петр и Ксения оказываются по разные стороны баррикад. И во время важных соревнований они начинают выяснять отношения…

Надо заметить, что костюмы соответствуют моде прошлой эпохи. При пошиве даже использован исторически достоверный крой.

- Когда шили наряды, нас вдохновляло творчество Казимира Малевича, - поделилась с нами Анастасия Образцова. - Поэтому одежда у нас украшена авангардистскими элементами, аппликациями, цветными вставками.

- Да, костюмы-то соответствуют тому времени, - вступил в разговор режиссер. - А вот улицы, дома, реклама… Боюсь, что художники, которым придется «замазывать» все это с помощью компьютерной графики, будут не в восторге.

Съемки международного чемпионата по фигурному катанию проходили зимними ночами на катке в Измайловском парке столицы. Кстати, помогал в постановке «ледовой части» номера Илья Авербух - бессменный художественный руководитель шоу «Ледниковый период». К тому же Екатерина Шпица в свое время была участницей этого популярного телепроекта, так что с ней у постановщика фигурных трюков больших проблем не было. А вот с Артуром Смольяниновым, который в последний раз вставал на коньки в детстве, пришлось поработать.

Надо заметить, что Артур приложил немало стараний: во время перерывов не уходил со льда, а упорно оттачивал мастерство. А это было непросто еще и по той причине, что коньки у актеров - в точности такие, какие были сто лет назад, и весьма далеки от совершенства. У них - в отличие от современных - зубцы располагаются по-другому, а потому даже тех актеров, кто уверенно стоял на льду, первое время «бросало» вперед. К счастью, обошлось без травм.

- Мы с Ильей Авербухом изучали кинохронику того времени, поэтому элементы танца героев соответствуют исторической правде, - рассказал Александр Котт. - Раньше фигурное катание не было таким сложным, как сейчас, поэтому и наши номера будут достаточно простыми.

Петр и Ксения в итоге победили в соревнованиях. В сцене награждения героев наряженные в исторические костюмы с «Мосфильма» счастливчики из массовки дружно аплодировали победителям, после чего пустились в свободное скольжение по «историческому» льду.

В отличие от Александра Котта, который уже работал над второй и третьей частями «Ёлок», режиссер Юрий Быков, известный по фильмам «Жить», «Майор», впервые попал на проект. Вместе с ним впутался в это непростое «ёлочное» дело один прославленный актер по имени Степан. Еще в раннем детстве он снялся в «Сибирском цирюльнике» у Никиты Михалкова, а не так давно ему довелось сниматься с Владимиром Машковым в картине «Край» Алексея Учителя.

Но фамилии у Степана нет, потому что он не человек, а медведь. И - главный персонаж новеллы «Зверь», сценарий которой написали по мотивам рассказа Николая Лескова. По сюжету у Степана есть друг Сенька - деревенский парень, которого сыграл актер Антон Богданов (многие его знают как Антоху из сериала «Реальные пацаны»).

- Перед съемкой с медведем внушительных размеров мы познакомились без происшествий, он даже лизнул меня в знак приветствия, - рассказал Антон. - Я тогда угостил его крабовыми палочками. Правда, позже узнал, что его нельзя было ими кормить, потому что Степан - вегетарианец.

Дружбе Сеньки и дворового медведя мешает безрассудный барин - его играет Ян Цапник. Он устраивает охоту на любимого зверя всей деревни, чтобы выслужиться перед графом - эту роль исполняет Виктор Вержбицкий.

Некоторые сцены уже сняли в Ярославле, а сейчас съемки новеллы продолжаются недалеко от Солнечногорска в Подмосковье - в музее-заповеднике «Шахматово», где находится усадьба Александра Блока.

Фото:
Владимир Гостюхин и Артур Смольянинов сыграли полицейских. Фото предоставлено кинокомпанией «Bazelevs».
Фото:
Актриса Екатерина Шпица в роли девушки передовых взглядов Ксении. Фото предоставлено кинокомпанией «Bazelevs».
Фото:
Антон Богданов в роли деревенского парня Сеньки. Фото предоставлено кинокомпанией «Bazelevs».
Ольга АРТЕМЬЕВА. (ИА «Столица»)