В чистом поле скачет конница - шашки наголо. Берегитесь, австрийцы! Правда, происходит это не в Австрии, а на севере Ростовской области, где режиссер Сергей Урсуляк снимает многосерийный фильм «Тихий Дон». Съемки идут неподалеку от станицы Вешенской - там, где долгое время жил и работал сам писатель, где жили, любили, страдали и гибли казаки - прототипы героев его великого романа. Планируется, что премьера «Тихого Дона» на канале «Россия» состоится в 2015 году, когда будет отмечаться 110 лет со дня рождения Шолохова.

Режиссера Сергея Урсуляка представлять не надо - все помнят его телефильмы «Ликвидация», «Исаев», «Жизнь и судьба». У него свой взгляд на роман Шолохова.

- «Тихий Дон» - это история не про правоту или неправоту советской власти, - говорит режиссер. - Героев романа - семьи Мелеховых, Коршуновых, Астаховых, Кошевых - мы встречаем в 1912 году, когда они все друзья, любят друг друга, вместе трудятся, служат государству… Они готовы к чему-то светлому, и им кажется, что впереди у них большая и красивая жизнь. Но сначала вмешивается война, а потом революция… И если война для казаков - дело привычное, то революция перевернула и разрушила их мир: «Мы их или они нас! Середки нет!». И мы снимаем кино о том, как разрушались людские судьбы. О том, как вообще тяжело становится жить, когда мы друг другу враги, и как легко от счастья перейти к несчастью… Однако в романе кроме эпического размаха есть и тайная любовь, разрыв с семьей, измена, разлуки и встречи, трагическая развязка…

Главного героя романа, Григория Мелехова, Сергей Урсуляк называет «русским Гамлетом» - человеком, живущим страстно, искренне, ищущим правды и не находящим ее ни на одной из сторон. На эту роль утвержден Евгений Ткачук, которого зрители помнят по сериалам «Московская сага», «Восьмидесятые», «Бесы», но больше всего - по роли Мишки Япончика в одноименном телефильме. На вопрос, почему на эту роль выбран именно Ткачук, режиссер ответил:

- Евгений - актер, в котором есть нервность, юмор, страсть, очень сильное мужское начало и мужское обаяние. По-моему, он наиболее соответствует тому образу Мелехова, который я хочу видеть в нашей картине.

Возлюбленную Григория, Аксинью, играет молодая актриса Полина Чернышова, которая только что окончила институт. В фильме снимается и Сергей Маковецкий, который играет Мелехова-старшего - Пантелея Прокофьевича.

Еще в октябре прошлого года на пустыре вблизи станицы Вешенской началась большая киностройка: возводили казачьи дома, надворные постройки. Причем решили обходиться без бутафории: плетни плели из ивовых ветвей, а крыши крыли самым натуральным камышом, который заготавливали рядом, на Дону.

- Тут все настоящее: вот Дон, а там - казачья степь, а там - яр. Все эти просторы, этот воздух - все это нужно ощутить… - говорит режиссер.

- Актеров мы привозили сюда еще до начала съемок, - добавляет исполнительный продюсер картины Светлана Безган. - И они тут ходили, смотрели, общались с местными жителями. На наше счастье, остались еще в станицах мастера, которые умеют строить настоящие казачьи дома, обустраивать быт. Ведь даже плести плетень - это целая наука.

Вместе с тем кое в чем пришлось отступить от исторической правды. К примеру, в каждый дом кинохутора проведено электричество - оно нужно, в частности, для специальных машин, благодаря которым из труб валит дым, ведь по-настоящему топить печи здесь нельзя.

Киностройку оценили работники Шолоховского музея, заметив, что все получилось в точности так, как было сто лет назад.

На пустыре выстроены и декорации австрийского городка - каркасы домов с черепичной крышей. Здесь снимают сцены наступления казаков во время Первой мировой войны.

Вещи, которыми наполнены киношные дома, все подлинные. Маслобойки, крупорушки, прялки, посуду на время позаимствовали в частном музее Петра Солдатова, который работает директором лесхоза станицы Вешенской, кое-что пришлось взять в других музеях. Многое купили через Интернет - все еле уместилось в пять огромных фур, которые пригнали на съемочную площадку.

А сани и брички пришлось изготовить под заказ: они сконструированы так, чтобы при необходимости ими могли управлять каскадеры, которых зритель не должен видеть.

Но собрать подлинные предметы - это полдела, надо еще уметь правильно ими пользоваться.

- Наши актрисы начали подготовку еще в Москве - в музее казачьего быта. Там их учили вязать деревянными спицами, месить тесто, разжигать печь, обращаться с ухватом, - рассказывает Светлана Безган. - Мужчины же должны были к началу съемок уверенно чувствовать себя в седле, уметь обращаться с пикой и шашкой. А все вместе - актеры и актрисы - ходили на спевки, где разучивали казачьи песни, кто-то даже научился играть на гармошке. Кроме того, их специально обучали казачьему говору.

А уже в Вешенской актрисы под началом казачек учились доить коров, носить на коромысле воду, прясть, готовить традиционные казачьи блюда.

- Пожилые казачки помогают нашим актрисам, например, правильно платок повязать, - говорит художник по костюмам Елена Станкеева. - По казачьему обычаю концы платка женщины не оставляли отпущенными, а подворачивали специальным способом. А на покосах и других полевых работах, спасая лицо от солнечных лучей, пыли и грязи, закрывали его платком - оставляли только щель для глаз. На голове замужние казачки носили шлычки - головной убор типа шапочки, которая накрывает пучок волос.

На съемках актерам охотно помогают местные жители - все, от мала до велика, с удовольствием приходят на площадку и снимаются в массовых сценах и эпизодах. Да еще и костюмы с собой приносят - настоящие, казачьи. Для «Тихого Дона» ничего не жалко!

Для каждого съемочного дня, который связан с застольем, готовятся местные угощения - моченые арбузы и яблоки, специальным способом защипанные пирожки. В конце киносмены все это дружно съедают.

Уже успел оценить казачьи разносолы Сергей Маковецкий. Ему дали продегустировать блюда на репетиции - без грима, ведь он снимается с наклеенными усами и бородой, а с ними не очень удобно есть. Сергей Васильевич попробовал «исторические блюда» и сказал, что все вкусно.

А вот лошадей в фильме снимают только донской породы - золотисто-рыжих с белой звездочкой во лбу. Для съемок потребовалось около ста коней. Часть, уже обученных каскадерами, привезли из Москвы. Других купили специально, чем спасли животных от смерти - они должны были отправиться на мясокомбинат. И чтобы подготовить их к съемкам, в Ростовскую область приехал опытный постановщик конных трюков Евгений Богородский. А вообще на картине работают девять каскадеров из Москвы и Петербурга.

Примерно за два месяца до съемок с лошадьми стали знакомиться и главные герои - подходили к животным, гладили, кормили чем-то вкусненьким. Во всех конных сценах заняты сами актеры, лишь изредка их подменяют каскадеры - когда нужно сделать сложные трюки. Ну а когда в кадре настоящие казаки, из местных, их обращению с лошадью учить не надо.

Фото:
В роли Григория Мелехова - Евгений Ткачук.
Фото:
На роль Аксиньи утвердили молодую актрису Полину Чернышову.
Фото:
За конницей следовал автомобиль - с закрепленной кинокамерой и режиссером.
Наталья КОЛОБОВА (ИА «Столица».)