Как рассказать о войне, в которой участвовали десятки стран и десятки миллионов людей, если ее от нас отделяет целый век? Способов, в общем-то, три.

Первый: нарезку сохранившейся хроники тех лет смешать с комментариями историков и военных экспертов. Второй мы помним по эпопее «Освобождение»: масштабные батальные сцены с бесплатными солдатами СА и фанерными «тиграми», плюс мудрый Вождь с трубкой, поучающий в Кремле маршалов, плюс несколько довольно лубочных героев, пунктиром проходящих сквозь все серии. Третий: поставить в центр человека и показать войну через его судьбу. Это «Баллада о солдате» и «Проверка на дорогах», «Иди и смотри» и «Торпедоносцы».

А с 25 августа мы сможем оценить четвертый способ - на «Первом» покажут 8-серийную историческую реконструкцию в жанре докудрамы «Первая мировая». Это продукт компании «Star Media» и их студии 3Д-анимации «Бабич Дизайн», известных по доксериалам «1812», «Великая война» и «История государства российского».

«Первая мировая» привычно насыщена зрелищной компьютерной графикой, документальными кадрами, скажут свое слово и историки. А вот и новинка: в центре повествования - жизнь на войне юного Родиона Малиновского, солдата, носившего в своем ранце маршальский жезл. Причем авторам фильма не пришлось ничего выдумывать: всю работу за них проделал сам Родион Яковлевич - в 1969 году вышла его книга «Солдаты России». Это удивительный документ.

Малиновский (ни разу не литератор!) назвал героя своего романа Иваном Гринько, и на этом выдумки кончились: он подарил Ванюше свою биографию. От книги (ее легко найти в Сети) невозможно оторваться. 16-летний помощник приказчика в одесской галантерейной лавке, убежденный патриот России, в первые же дни войны бежит на фронт, прибивается к команде пулеметчиков. Георгиевский крест в 17 лет, ранение, госпиталь, зачисление в Русский особый экспедиционный корпус и отправка во Францию, два года кровавых боев на Западном фронте.

«Солдаты России» производит впечатление «тельняшки», она будто написана двумя разными людьми. Первый простым, но сочным языком, с массой ярких деталей и неприкрытой гордостью солдата-победителя рассказывает, как убивали врага и погибали русские герои, о подвигах, днях муштры и отдыха. Второй казенным языком агитпропа талдычит об империалистах и партии большевиков. На одной странице уживаются длинные цитаты из приказов французских генералов, восхищающихся доблестью русского солдата, и рассуждения о буржуях и проклятом царизме.

Оно и понятно - если учесть год выхода книги и судьбу Русского корпуса во Франции. После февраля 17-го большая часть солдат потребовала вернуть их в Россию, это посчитали мятежом и подавили его военной силой. В «Русский легион чести» поначалу вступили всего 300 человек, желавших «воевать до победного конца», тысячи отправили на каменоломни в Северную Африку, где после пары месяцев каторги многие предпочли фронт. Воевали они уже переодетые во французскую форму в 1-й Марокканской дивизии. Вот как вспоминает те дни маршал:

«Чернокожие, желтые, белые - сенегальцы, русские, мальгаши, зуавы, французы - у всех здесь свои убеждения… их объединяют только безвыходность, тупая, свирепая дисциплина и, надо отдать справедливость, высокие качества офицерского состава. Офицеры сами умирают в бою со славой и заставляют умирать своих подчиненных. Трусить нельзя - расстреляют».

Малиновский - дважды Герой Советского Союза, кавалер ордена «Победа» и пяти орденов Ленина, Великий офицер французского ордена Почетного легиона, награжден высшей степенью американского ордена «Легион почета». Солдат Российской империи, французский легионер, маршал Советского Союза, он единственный в мире участник двух парадов - победителей Великой войны в 19-м году и Победы в 45-м.

Любите историю? Прочитайте «Солдаты России». И смотрите «Первую мировую». «Первый», понедельник - четверг, 23.30.

Понедельник

«Критики должны быть счастливы, ведь это значит, что впервые в России за большие деньги было снято артхаусное, сугубо авторское кино, которое по определению не способно давать больших сборов» - так великий Никита Михалков ответил ехидным злопыхателям, пенявшим режиссеру на кассовый провал его эпопеи «Утомленные солнцем-2. Предстояние». Фантастический бред с гадящим из пикирующей «штуки» немцем, «православной» миной и прочим «я так вижу» ранее замечательного кинематографиста - все это «Утомленные-2». Я как отец не могу понять Никиту Сергеевича: зачем он своей дочке Наде навечно прилепил ярлык «Покажи сиськи!»? А еще кто-то должен все-таки объяснить Михалкову, что артхаус не снимают за 40 миллионов государственных долларов.

1,7 миллиона долларов - таков бюджет артхаусной драмы Роберта Олтмена «3 женщины». О сюжете фильма говорить трудно: дело в том, что Олтмену приснился сон, который он до конца не понял. И решил для терапии снять кино по мотивам сна. В итоге исполнившая одну из главролей Шелли Дюваль получила на Канском фестивале приз лучшей актрисе, а «3 женщины» получили статус культового фильма. Михалковских «Утомленных-2», кстати, каннские зрители проводили аплодисментами - хлопали себе, дотерпевшим до конца. «Россия 2», 18.55 и «Первый», 1.25.

Вторник

Лучший мюзикл всех времен и народов - вот так, ни больше, ни меньше, титулуют в США «Пока плывут облака». Голливуд блестяще перенес на пленку гламурное обаяние Бродвея. В ролях Джуди Гарленд, Фрэнк Синатра, Сид Чарисс. «Россия К», 10.20.

Мазохисты и оптимисты могут попробовать досмотреть вторую часть дилогии «Утомленные солн-цем-2. Цитадель». Люди с более традиционными вкусами предпочтут «Гараж» и «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Россия 2», 19.30, ТВЦ, 8.10 и «Петербург», 0.00.

Среда

Джон Уэйн - полубог Голливуда. А комедийный вестерн «Маклинток!» - рубежный в его биографии: с этого фильма он перестал быть просто героем экшн-фильмов, а стал высказывать с экрана свое мнение о проблемах семьи, образования, экономики. И мнение его порой для американцев было повесомее президентского. «Россия К», 10.20.

Советский комедийный вестерн «Человек с бульвара Капуцинов» и советский же ужастик «Вий» помогут зрителю пережить засилье импортного шлака на экране. ТВЦ, 8.10 и «Петербург», 0.00.

Четверг

«Одна из первых ролей в кино» - этот ярлык применим к криминальной драме о главном гангстере Америки «Капоне» и милой комедии «Жизнь с отцом». Речь, соответственно, о Сильвестре Сталлоне и Элизабет Тэйлор. «Первый», 1.45 и «Россия К», 10.20.

Три отличных советско-российских фильма: «Торпедоносцы», «Бедный, бедный Павел» и «Маленькая Вера». «Звезда», 21.00 и 2.30, «Петербург», 0.00.

Два года назад в Британии с успехом прошел телесериал «Записки юного врача». Снят он был по мотивам рассказа Михаила Булгакова. Именно «по мотивам», потому что это черная комедия, а в главроли вечно юный Гарри Поттер - Дэниел Рэдклифф. И вот второй сезон, уже не по рассказам Михаила Афанасьевича, но по мотивам его биографии: Bolsheviks против White Guard. «Рен-ТВ», 23.30.

Пятница

«Строгий юноша» Абрама Роома вышел в один год с «Олимпией» Лени Рифеншталь. И многие критики их сравнивают, хотя, казалось бы, что общего у любовной драмы со спортивно-пропагандистской документалкой? Надо смотреть. Как и «Балладу о солдате» - одну из лучших драм о войне, снятую фронтовиком Григорием Чухраем. «Россия К», 10.20 и 20.40.

Суббота

«Ваши не пляшут!» - вы только что прочитали резюме сегодняшнего киноменю. За исключением шикарной французской комедии «Большая прогулка», 42 года державшей рекорд проката во Франции (ТВЦ, 14.45). Западу похвастать нечем. А у нас…

У нас и ностальгическая «Большая перемена», и сказка для взрослых «Каин XVIII», и несравненный «Андрей Рублев» Тарковского, и сказка для детей «Старик Хоттабыч», и несказка для детей и взрослых «Чучело». И даже хулиганский «ДМБ» картины не портит. «Первый», 15.45, «Россия К», 17.50 и 21.30, «Домашний», 8.55, «Карусель», 23.05, «Рен-ТВ», 22.20.

Воскресенье

И в спорте, и в жизни побеждает не тот, кто не падает, а тот, кто встает. Об этом отличная спортивная драма о замечательном боксере Джеймсе Брэддоке «Нокдаун». «Первый», 23.30.

Из «импорта» можно улыбнуться «Близнецам». Из отечественного кино - не пропустить «Зеркало для героя». «Перец», 19.50 и «Россия К», 22.10.

Фото:
«Идеальный незнакомец», вторник, «ТВ-3», 23.00.
Фото:
«Вий», среда, «Петербург», 0.00.
Фото:
«Торпедоносцы», четверг, «Звезда», 21.00.
Петр БОЛЫЧЕВ