Елену Цыплакову зрители любят и помнят еще со времен роли Кэтти в картине «Д’Артаньян и три мушкетера». Ей, обладательнице яркой, необыкновенно привлекательной внешности, часто приходилось играть романтических героинь. Но Елена Цыплакова не «классическая красавица», а красивая женщина, обладающая аналитическим умом и творческим взглядом на жизнь. И вот уже более 25 лет она сама снимает кино, а ее первая режиссерская работа - картина «Камышовый рай» - получила сразу несколько кинопремий. Это она сняла такие известные проекты, как - «Женщина без прошлого», «Семейные тайны», «Пока станица спит».

- Елена Октябревна, на ваш режиссерский взгляд, какие плюсы у многосерийных картин?

- Кино и театр - это такой опосредованный жизненный опыт для зрителя. Зрители не часто бывают в ситуациях, которые видят на сцене или на экране. А когда смотрят фильм, они каким-то образом соучаствуют, и подсознательно идет внутренняя работа: а как бы я себя повел в данной ситуации? Мне кажется, именно в этом преимущество большого сериала - человеку дается возможность на протяжении длительного времени размышлять о человеческих связях, о последствиях поступков в жизнях и судьбах людей. И вот как раз это мне очень интересно!

- В фильме «Пока станица спит» снималось много молодых актеров. Вы довольны их работой?

- Замечательные актеры собрались. Периодически на площадке раздавались аплодисменты - это когда ребята особенно хорошо играли.

- Не приходилось ли вам объяснять начинающим актерам «прописные истины», которые в современной жизни порой смотрятся устаревшими?

- Я долгое время преподавала на кафедре кино и ТВ в академии Наталии Нестеровой, и таких вопросов обычно не возникало. На сегодняшний день достаточно много книг и фильмов, которые описывают разные исторические периоды. Но что самое интересное - суть человеческих отношений не меняется! Сначала я сама смотрела и думала: «Боже, какие высокие отношения! Мужчины целуют дамам ручки, встают при появлении женщины». Современному человеку это может показаться странным… А потом сама себе возразила: «Вот и хорошо - пусть учатся хорошему!»

- Над чем вы сейчас работаете?

- Недавно в Москве закончились съемки 20-серийного сериала «Красивая жизнь» режиссера Александра Замятина. В нем я играю маму главного героя - домашнюю женщину, хозяйку, хлопотунью. А в Питере работаю главным режиссером и креативным продюсером сериала под рабочим названием «Чужое гнездо». Там шестьдесят серий. Это семейная сага о двух разных кланах, история переплетения и столкновения человеческих судеб. Период от 1916 года до наших дней. Можно сказать, это история нашей страны на примере жизни двух семей, история «Ромео и Джульетты», но в другой реальности. И вот эти влюбленные ищут причину вражды их семей, чтобы примирить.

- В результате им это удается?

- В результате побеждает любовь.

- А в обычной жизни, не в кино, что чаще побеждает?

- Есть два самых коротких и мощных слова, влияющих на наш выбор, - это «да» и «нет». Вопрос, чему вы говорите «да», а чему - «нет»? В зависимости от этого и строится наша жизнь.

- Принято считать, что режиссер - это мужская профессия. Вам удается при этом не ссориться со своей «внутренней» женщиной?

- Смешной вопрос. Если говорить о профессии режиссера, то это не вопрос женского-мужского, это вопрос духовного поиска. А у духа нет пола.

- А режиссером театральных постановок вам хотелось бы быть?

- Ну как же! Во-первых, я шесть лет служила актрисой в Малом академическом театре. А пару лет назад поставила спектакль «Мать Иисуса» в Ногинском театре по пьесе Александра Володина. И мы даже получили золотой диплом на фестивале «Золотой витязь» - за художественное воплощение образов святого Евангелия на сцене.

- Вас не смущает, что те, кто раньше верил только в КПСС, сейчас стали рьяно верующими православными людьми?

- Дело не в православии. Как говорит профессор Московской духовной академии Алексей Осипов, даже не важно, двумя ты пальцами крестишься или тремя. Важно, что с тобой происходит внутри. Огромная ошибка многих людей, думающих, что вера - это что-то интимное. Человека видно не только по поступкам, а даже по тому, как он в очереди стоит или в транспорте едет!

- Как же стать духовным человеком?

- Мне повезло. Моя бабулечка, Катерина Алексеевна, у которой я порой оставалась, начала мне читать Евангелие, когда мне было четыре года. Меня тогда это потрясло. Это был как раз тот возраст, когда дети очень восприимчивы ко всему. И помню, у меня все время картина перед глазами стояла, как Иисус по водам ходил. И я в деревне пыталась это делать, а у меня не получалось!

- Не у всех советских детей было такое детство…

- Да, действительно, мне повезло. Ведь мой отец коммунистом был, да и мама к вере через меня пришла, когда я сама взрослой стала. Воспитание - это основа, конечно. Но промысел Божий есть в каждом человеке. И неважно, когда человек к Богу придет, главное - успеть при жизни.

- Обращаются ли к вам люди с вопросами, просят ли советов?

- Если просят - я делюсь своим опытом. Навязывать ничего нельзя, а вот поговорить о проблеме, как ты ее видишь, - бывает полезно. Часто необходим оппонент, чтобы в себе самом разобраться. Есть замечательная фраза у одного из старцев: «По падению человека можно увидеть, какой у него изначально большой духовный потенциал!» Бесам слабые люди и слабые души не нужны. Поэтому мера падения человека всегда говорит о его духовном потенциале. Нужно это видеть и понимать.

Марина ДОЛГОРУКАЯ, (ИА «Столица»).