На прошедшей неделе российский «оскаровский» комитет принял решение о том, какой фильм будет представлен от нашей страны как претендент на «Оскар» - им стал «Левиафан». Замечу сразу, что это только рекомендация для отборочного комитета Американской киноакадемии к включению «Левиафана» в лонг-лист кандидатов, который станет базой для шорт-листа. А уже на его основании сформируют тот самый список номинантов на «Оскар» за лучший иноязычный фильм, куда даже попасть - награда.

Скандалы вокруг выдвижения лент от России - дело привычное. Почти сразу после оглашения результатов последовало открытое письмо от продюсеров фильма «Горько!» Ильи Бурца и Дмитрия Нелидова, занявшего второе место по результатам голосования, с призывом к создателям «Левиафана» снять его с выдвижения.

Учитывая, что после награждения «Левиафана» призом за сценарий на Каннском МКФ о фильме сложилось мнение как априори лучшей картине России, выступление продюсеров «Горько!» выглядит как бунт пигмеев против великана. Однако само содержание письма вовсе не связано с критикой «Левиафана».

Суть в том, что обязательным условием для выдвижения на «Оскар» в категории «Лучший иноязычный фильм» является коммерческий показ, в нашем случае с 1 октября 2013 года по 30 сентября 2014-го. «Горько!» в прокате шло чрезвычайно успешно, к тому же вызвало настоящий вал положительных рецензий. «Левиафана» показывали всего одну неделю всего в одном кинотеатре, чтобы получить формальное право претендовать на выдвижение. А ведь при продвижении картины к заветному списку номинантов отборщики учитывают не только завоеванные ею призы, но и кассовые сборы, и критические отзывы. Разумеется, желательно, чтобы кассовые показатели были американские, рецензенты - англоязычные, но этим пока не может похвастаться ни тот, ни другой фильм.

Характерно, что режиссеры «Левиафана» и «Горько!» в дискуссии участия не принимали. Андрей Звягинцев, по его словам, призами вообще не интересуется, Жора Крыжовников об этом вообще узнал из газет.

На фоне этого скандала как-то отошло в тень завершение Анапского фестиваля «Киношок». Главный приз и приз за лучшую операторскую работу завоевал грузинский фильм «Кукурузный остров». Ранее эта лента была награждена главным призом МКФ в Карловых Варах. Любопытно, что героями картины являются абхазы и снят он на абхазском языке. Не обошлось без легкого троллинга в адрес «Кинотавра»: фильм «Испытание», завоевавший главную награду Сочинского фестиваля, на «Киношоке» тоже получил приз, но лишь за лучшую музыку.

Ну а теперь обратимся к новинкам этой недели. Что же хорошего ждет нас на мурманских экранах?

Комедия «Смешанные чувства» и мелодрама «9 дней и одно утро» - от отечественного производителя. «Смешанные чувства» - это из популярного жанра «чисто поржать». Режиссерский дебют продюсера Георгия Малкова, постоянно сотрудничающего с братьями Андреасянами, Павел Деревянко и Александр Ревва в главных ролях - вы еще в чем-то сомневаетесь? Две полные противоположности - диджей-неудачник холерического темперамента и «застегнутый на все пуговицы» врач-стоматолог, у которого вся жизнь по расписанию, в результате несчастного случая «смешиваются» чувствами - от чисто физиологических до любовных… В общем, резидентам «Камеди Клаба» есть где разгуляться.

«9 дней и одно утро» Веры Сторожевой - полная противоположность «Смешанным чувствам». Эту ленту можно было бы назвать «русским артхаусом» с той же справедливостью, с какой под определение «артхаус» подпадает, например, «Класс коррекции». Русская модель, лицо знаменитого французского косметического бренда, приезжает на свою родину, в маленький городок. Она выросла в детском доме, и теперь, спустя много лет, хочет выяснить, кто же ее родители… Вера Сторожева - режиссер со сложившейся высокой репутацией, «9 дней и одно утро» исключением не стали: картина была представлена на Выборгском фестивале «Окно в Европу» и получила высокую оценку зрительского жюри.

Из иностранных же картин наиболее интересная - «Исчезнувшая» Дэвида Финчера. Финчер вновь обращается к детективному жанру, величайшим мастером которого он считается еще со времен «Семи». «Исчезнувшая» - экранизация одноименного романа-бестселлера Гиллиан Флинн (она же написала и сценарий).

Не все ладно между супругами (Бен Аффлек и Розамунд Пайк). Медленно, но верно дело движется к разводу. Внезапно при странных обстоятельствах жена исчезает. Тело не найдено, но полиция предполагает убийство. Подозреваемый номер один - это муж. Единственное, что вызывает сомнения, - схема с его участием выглядит слишком уж безукоризненно!

Предыдущая детективная лента Финчера «Девушка с татуировкой дракона» была высоко оценена критиками и зрителями, представлена к пяти премиям «Оскар», среди которых, правда, только одна главная (за лучшую женскую роль второго плана). «Исчезнувшая», судя по времени ее выхода и первым откликам, также может претендовать на премии Американской киноакадемии. Однако, если учесть тон рецензий, скорее всего, это будут премии во второстепенных, «технических» номинациях. Впрочем, для детектива и это немало.

Алексей ГУЛЯНИН.