«Мальчишки и девчонки, а также их родители» - стоило только зазвучать этой музыкальной заставке детского киножурнала «Ералаш», как дети и взрослые всей семьей устремлялись к экранам телевизоров. А сейчас Борис Грачевский - художественный руководитель детской академии «Останкино» и творческого объединения «Ералаш» - снимает кино исключительно для взрослой аудитории. Полное название картины - «Между нот, или Тантрическая симфония». В основе сюжета - история отношений молодой красотки и пожилого композитора. И хотя она напоминает историю из жизни самого режиссера (не так давно Борис Юрьевич развелся с Анной Панасенко, которая моложе его на 37 лет), Грачевский говорит, что это просто совпадение, и на самом деле идея фильма у него появилась лет десять назад. Зато уж сейчас все нюансы отношений разновозрастных супругов он испытал, что называется, на собственной шкуре, так что за достоверность драматических коллизий можно не переживать. Кстати, это уже второй полнометражный фильм Бориса Грачевского. Первый, вышедший в 2009 году, назывался «Крыша» и рассказывал об отношениях подростков.

Нам захотелось побывать на съемочной площадке и посмотреть, как снимается этот «Ералаш» для взрослых. И вот мы во дворе частного дома в подмосковных Мытищах.

Слоны счастья

Двор достаточно просторный, есть даже маленький пруд. Почти домашнюю обстановку нарушает только расставленная повсюду киноаппаратура. Внутри дома уют создают деревянная мебель и камин. И… слоны! Разных размеров и из разнообразных материалов: керамические, металлические и даже бумажные.

- Это моя коллекция, - улыбаясь, рассказывает Борис Юрьевич. - Некоторых я покупал сам, других мне дарили друзья. Решил на время съемок перевезти их сюда. Они добавляют интересную деталь к интерьеру дома нашего главного героя, а мне приятно видеть здесь мои любимые вещи - мы же проводим на работе основную часть времени...

Двойник Грачевского

Режиссер поведал нам, о чем он хочет рассказать в своем фильме.

- В загородном доме живет всемирно известный композитор, который уже давно не верит в любовь и общается только с домработницей и своим музыкальным агентом. Ну и собаку еще бездомную подкармливает, - рассказывает Борис Грачевский. - И вот к нему в дом приезжает пожить красивая двадцатилетняя девушка - дочь домработницы. Именно ей удалось снова пробудить в нем чувства и вкус к жизни. Но эта история любви между такими разными людьми заканчивается, увы, печально…

Роль композитора в проекте «Между нот, или Тантрическая симфония» исполняет Андрей Ильин, а его возлюбленную играет молодая актриса Янина Мелехова.

- Несмотря на то, что Андрей Ильин - гораздо более опытный актер, чем Янина, они быстро нашли общий язык и хорошо сработались, понимают друг друга с полуслова, - говорит Борис Юрьевич. - Мне как режиссеру это очень нравится.

Кстати, Андрей Ильин уже играл композитора в сериале «Дочки-матери». При этом сам он, по его признанию, нотной грамотой не владеет. Зато многие подчеркивают его внешнее сходство с Борисом Грачевским.

- Мне это льстит, - улыбается Ильин. - У Бориса Юрьевича очень импозантная внешность!

Счастливый случай

В этот проект белорусская актриса Янина Мелехова попала не сразу - сначала на эту роль была утверждена другая актриса, но по личным обстоятельствам сниматься не смогла, о чем сообщила накануне съемок. Тогда Янина предложила режиссеру свою кандидатуру.

- То, как я попала на этот проект, наверное, можно назвать волей случая, - признается. - И хотя моя героиня совершенно не похожа на меня по характеру, мне очень комфортно работать с этой командой: здесь царит необыкновенная творческая атмосфера!

Девушка родом из Белоруссии, и там она даже успела получить приз национального кинофестиваля за лучшую женскую роль в фильме «Война». Российские зрители видели ее в эпизодических ролях в сериалах «Новая жизнь сыщика Гурова», «Записки экспедитора Тайной канцелярии», «Охотники за бриллиантами» и фильме «Стиляги». Янина уже несколько лет преподает хореографию и актерское мастерство в студии эстетического воспитания детей при театре «Экспромт». И вот наконец долгожданная главная роль в российской полнометражной картине…

Дело в шляпе

Перерыв закончился, и съемочная группа должна приступать к работе. Нам объясняют, что за эпизод снимают: музыкальный агент (его играет Владимир Долинский) радостно сообщает композитору, что у него намечаются гастроли. А тот вовсе этому не рад и говорит, что поехать не сможет. И агент понимает, в чем дело: композитор влюбился и не хочет оставлять свою девушку. Происходит бурная ссора, после которой агент в ярости выбегает из дома и бежит к своей машине, по пути налетев на домработницу.

- Камера, мотор! - командует Грачевский.

Выбегая из дома, Долинский на пороге спотыкается и чуть не падает. Так прописано в сценарии, но актер выполняет это столь мастерски, что на площадке ахают.

Эта сцена снимается несколько дублей. Наконец порог позади, а впереди новое «препятствие» - домработница. В руках у нее заботливо выглаженный фрак композитора.

- Смотрите, какая красота! - говорит она Долинскому. - Представляете, как он будет хорошо в нем смотреться!

- Можешь выбросить этот фрак! - кричит разъяренный агент. - Твой хозяин сошел с ума, а с сумасшедшими я отказываюсь работать!

Агент уходит к калитке, а озадаченная домработница остается стоять с фраком в руках.

- Стоп, снято! - командует Грачевский. - Молодцы!

Затем надо снять, как агент садится в машину. А для этого всей съемочной группе придется переехать на соседнюю улицу, где уже стоит заранее приготовленная иномарка.

Примерно час уходит на то, чтобы перетащить и установить все необходимое оборудование. Еще привезли печенье, чай, кофе и кипяток и расставили это на маленьком столике около дороги - чтобы каждый, кто хочет, мог перекусить. Пока все устраивается, Грачевский и Долинский мирно беседуют на лавочке: обсуждают мелкие детали следующей сцены.

Наконец все готово. Долинский снова превращается в обиженного агента, выскакивает из калитки, бежит к машине, открывает дверцу, садится, пытается завести машину. А она не заводится. Еще одна попытка - и снова безрезультатно. Конечно, на самом деле с машиной все в порядке, а не заводится она только по сценарию.

Окончательно взбешенный из-за «заговора» людей и машин, агент выбирается из автомобиля, громко хлопает дверцей и уходит пешком, держа в руке свою шляпу.

- Вова, все просто отлично, - хвалит Грачевский. - Но хорошо, если в этой сцене ты скажешь что-то такое от себя…

Долинский снова садится в машину, а потом, выбравшись из нее, в сердцах говорит:

- Да пошли бы вы все к чертовой матери!

Яростно хлопнув дверью, актер шагает по дороге, и… на ходу придумывает интересное решение: выбрасывает шляпу!

- Стоп, снято! - слышатся долгожданные режиссерские слова.

Фото:
Образ готов - Янина-Юля готова покорять композитора. Фото Вадима Тараканова.
Фото:
Борис Грачевский дает Долинскому наставления. Фото Вадима Тараканова.
Ирина ЛЕВКОВИЧ, (ИА «Столица»)