Минувшая неделя наверняка стала праздничной для всех поклонников Дэвида Финчера. Его новая картина, «Исчезнувшая» по итогам первого уикенда стала лидером проката США и России. Исключительно высоки и оценки фильма со стороны критиков и зрителей. На «Кинопоиске» рейтинг зрительских рецензий составил фантастические 95 процентов. Любопытно совпадение рейтингов на том же «Кинопоиске» и ведущем англоязычном кинопортале www.imdb.com - 8,6/10: весомый аргумент в пользу того, что и мировой прокат «Исчезнувшей» пройдет как по маслу.

Общепризнанно, что Финчер - один из немногих режиссеров, сумевших в условиях «обезлички» голливудской киноиндустрии сохранить не только узнаваемый авторский почерк, но и определенную творческую свободу. Чем больше таких Финчеров (Бертонов, Тарантино) добиваются успеха в Голливуде, тем чаще будут запускаться оригинальные, свежие проекты, а не навязшие в зубах «марвеловские» комиксоиды, тем разборчивее будет мировой зритель. А разборчивый зритель - это тот, кто смотрит не одни лишь блокбастеры.

И как раз на этой неделе нам предстоит поучаствовать в необычном состязании. По аналогии с несколькими шахматными матчами его можно назвать «Киносборная России против остального мира». За наших - «Солнечный удар» и «Выпускной», за соперников - «Дракула» и «Бивень».

«Солнечный удар» - долгожданное возвращение Никиты Михалкова на ниву экранизации отечественной классики. Буколические пейзажи, надписи с ятями и фитами, прекрасные дамы в шляпках с вуалями и в длинных платьях, юные поручики в ослепительно белых мундирах… «Неоконченная пьеса для механического пианино-2», только по Бунину и с акцентами в стиле Ивана Шмелева. Правда, Михалков не удержался и разбавил-таки сентиментально-ностальгическую историю любви историко-политическими сюжетами «Окаянных дней» - но так это тоже Бунин.

Михалков обладает колоссальным профессиональным опытом. Поэтому с чисто технологической стороны «Солнечный удар» - шедевр, где идеально подобраны все ингредиенты. Особенно хвалят операторскую работу и великолепную работу с актерами - в фильме задействованы совсем молодые, малоизвестные исполнители. Впрочем, скептик не преминет заметить, что Михалков движется по протоптанной голливудскими коллегами колее, только в качестве образца для «перезагрузки» он использует экранизацию не комиксов, а классической литературы. Но если не придираться, «Солнечный удар» можно рекомендовать самому широкому кругу зрителей в рейтинговом возрасте 12+.

Противостоять «Солнечному удару» в той же прокатной категории будет тоже экранизация классики - «Дракула». Правда, из Брэма Стокера здесь взят только герой, сценарий же является художественной реконструкцией жизни Влада Цепеша - человека и вампира. Скептик съехидничает: «Наконец-то серия ЖЗЛ добралась до упырей!». 100-миллионный бюджет употреблен с толком - есть и битвы с турками, и визуальные эффекты с летучими мышами. Конечно, до вампирских лент Фрэнсиса Копполы или Нейла Джорджана режиссеру-дебютанту Гари Шору далеко, но стартовал он вполне достойно. А Люк Эванс («Хоббит. Пустошь Смауга») в главной роли отмечен всеми рецензентами.

Для тех, кто в возрасте 18+, отечественный производитель приготовил «Выпускной», зарубежный - «Бивень».

На рекламных афишах «Выпускного» значится зазывное: «От создателей «Горько!». Действительно, продюсерская группа (как и жанр) обеих картин одна и та же. Но этим их сходство ограничивается. Над сценарием «Выпускного» работали совсем иные люди, «камедиклабовцы» Сергей Светлаков и Александр Незлобин, снимал и вовсе никому не известный Всеволод Бродский. Так что «Выпускной» - типичное продюсерское кино, созданное по той же причине, по какой во всем мире производят «бигмаки»: есть «Американский пирог» - почему бы не появиться и «Русскому»? Тем более, если набрать «выпускной» в Youtube, можно увидеть гораздо более ядреную гастрономию.

Микробюджетный (всего 3,5 миллиона долларов) американский «Бивень» в сравнении с «Выпускным» - как Давид против Голиафа. Тем не менее соперник это вполне серьезный, поскольку снят он культовым Молчаливым Бобом - Кевином Смитом. Актерский состав «Бивня» вполне хорош, есть даже Джонни Депп. Привлекателен и жанр - трэш-пародия, высмеивающая не только трэш-ужастики типа «Человеческой многоножки», но и серьезный артхаус вроде «Кожи, в которой я живу» Педро Альмодовара. Конечно, «Бивень», как и все творчество Смита, зрелище специфическое, но именно этим он и привлекателен для фанатов. Тут уж никаких рекомендаций дать нельзя - об аллергии на Молчаливого Боба можно узнать лишь на собственном опыте.

Алексей ГУЛЯНИН.