В Москве в одном из съемочных павильонов кинокомпания «Базелевс» снимает фильм «Дракон». Режиссер картины - Индар Джендубаев, продюсер - сам Тимур Бекмамбетов.

Это фантастическая история, замешанная на древнерусских мифах и легендах. Главные герои - княжна Мирослава и человек-дракон Арман. Мирославу играет молодая актриса Мария Поезжаева, известная зрителям по роли девочки-инвалида в нашумевшем фильме «Класс коррекции». На роль дракона утвердили актера с необыкновенной внешностью, который покорил мировые подиумы как супермодель - заполучить его на свои показы стремятся самые известные модельеры. Это Матвей Лыков, сын известного актера Александра Лыкова - легендарного Казановы из популярного сериала «Улицы разбитых фонарей».

Яблоко от яблони

Матвею Лыкову 27 лет. В «Драконе» он впервые снимается как актер. Но опыт в киноиндустрии уже имеет, так как получает образование режиссера в Парижской международной школе кино и телевидения и уже сам снимал небольшие ролики. А в свободное от учебы время Матвей покоряет подиумы Парижа, Нью-Йорка, Милана, Лондона.

Громкого международного успеха сын Александра Лыкова добился как первый мужчина супермодель российского происхождения. Но теперь его «заманил» к себе Тимур Бекмамбетов, который увидел в молодом человеке большой творческий потенциал. И Матвей старается оправдать ожидания людей, которые увидели в нем человека-дракона.

- Говорить о том, что я освоился в актерской профессии, еще рано, - говорит актер. - Хотя в этом фильме и в этой роли я чувствую себя комфортно. В проект я попал благодаря продюсеру Тимуру Бекмамбетову, который увидел меня в музыкальном клипе одной иностранной группы и пригласил сняться в «Драконе». Конечно, я согласился. К жанру фэнтези и к Тимуру Бекмамбетову я очень хорошо отношусь!

- А что сказал отец, когда узнал об этом приглашении?

- Он сказал: «Хорошо!». Отец с детства мне внушал, что к своей работе надо относиться с любовью. Не знаю, мечтал ли папа, что я когда-то стану актером. Но он знал, что мне эта профессия никогда не казалась восхитительной и привлекательной. Я же вырос в семье известного актера и видел всю подноготную этой жизни. Например, не понаслышке знаю, что известность подразумевает ограничение личной свободы.

Влюбленный «дракон»

К дебютной роли артист отнесся более чем ответственно.

- К съемкам я начал готовится за полтора года до их начала, - рассказывает Матвей. - Читал разные варианты сценария, нащупывал характер своего героя. И этот поиск еще не закончен - я продолжаю его с режиссером Индаром Джендубаевым и актрисой Марией Поезжаевой. Очень помогают знания, которые получил на курсах актерского мастерства, которые мне организовали продюсеры. Мне дали несколько мастер-классов самые опытные педагоги.

- Индустрия моды и кино - достаточно разные сферы. Где вам комфортнее?

- Киносъемки - более трудоемкая работа, нежели создание красивой фотографии. И в кинокадре я должен учитывать гораздо больше нюансов, чем перед объективом фотоаппарата. Но везде я должен выглядеть естественно. И я к этому стремлюсь…

Кинодебют Лыкова-младшего совпал с важным событием в его жизни: в перерыве между съемками Матвей женился на свой давней подруге Джессике.

Пещера чудовища

Мы попали на съемочную площадку, когда снимали самую красивую сцену - свадьбу княжны Мирославы и потомственного драконоборца Игоря. Во время торжества проводится древний ритуал вызова дракона. Ни гостям, ни невесте бояться нечего, ведь в округе давным-давно драконов нет - все они убиты доблестными драконоборцами… Но неожиданно на зов невесты прилетает молодой дракон Арман. Он похищает невесту и уносит ее в свою пещеру. А дальше, как сказали бы психологи, у пленницы начинается «синдром заложницы» - она влюбляется в дракона… Не сразу, конечно - иначе о чем бы был этот фильм?

Пещеру дракона «оборудовали» в центре съемочного павильона. Это грандиозная декорация семи метров высотой и 140 квадратных метров площадью. Попасть в нее можно через узкий лаз, из которого льется мягкий свет. Трогаем скалу рукой - и понимаем, что сделана она из «теплого» и легкого материала - наверное, пенопласта.

- Все правильно, это пенопласт! - подтверждает наши догадки художник-постановщик Григорий Пушкин. - Но зрители должны поверить, что стены пещеры - из цельной огромной кости, так было написано в сценарии. И перед нами стояла сложная задача - изобразить костяные стены. Ведь у этого материала - особая структура, кость, как фарфор, немного просвечивается. Мы недели две тестировали разные материалы, пытаясь выдать их за кость. Но в итоге так ничего подходящего не нашли - и вернулись к «старому, доброму» пенопласту. Но перед тем, как делать из него пещеру, специальным «секретным» образом обработали - по сути, изменили его химическую структуру. Потом еще использовали дерево, фанеру... В итоге получилась сложнейшая конструкция, которую невозможно адекватно описать или изобразить в чертежах. Макеты нашего художника-бутафора достойны стен Третьяковской галереи или Эрмитажа, честное слово! Декорацию сооружали почти два месяца, работали над ее созданием в общей сложности двадцать пять человек!

Знакомство с похитителем

Пока мы рассматриваем «квартирку» дракона, из пещеры доносится голос княжны Мирославы. Это Мария Поезжаева репетирует следующую сцену.

- Маша, когда дракон тебя схватил, ты потеряла сознание, - объясняет актрисе режиссер Индар Джендубаев. - Ты приходишь в сознание в незнакомой пещере, ничего не понимаешь. И вдруг видишь перед собой сундук. Хочешь его открыть. Тут внезапно приходит Матвей и посохом захлопывает крышку сундука. Понятно? Начинаем!

Маша и Матвей играют сцену без помарок и настолько убедительно, что мы вздрагиваем, когда Матвей резко закрывает сундук. Одно мгновение - и он бы прищемил Маше пальцы!

Режиссер доволен и продолжает репетицию:

- А теперь, Маша, ты смотришь по сторонам и говоришь: «У тебя здесь хорошо, красиво!». Матвей, ты говоришь, что она все испортила, и толкаешь ее…

И эта сцена сыграна без помарок - режиссер доволен, и просит продолжать репетицию без остановок.

- Это я испортила? У меня был дом, жених, - смущенно произносит княжна…

- Нет, Маша, не так! Тебе нечего смущаться - ты возмущена! Это он тебе всю жизнь испортил да еще хочет выставить виноватой! - науськивает княжну режиссер. - А ты, Матвей, в ответ ей кричишь: «Ну, где твой жених? Эй, драконоборец!». Маша, ты даешь ему пощечину. Дракон ошарашен. Его никогда не била женщина! Маша, а для тебя это - высшая точка твоего достоинства. С этого моменты ты больше не боишься дракона!

Предисловие к истории любви

В соседнем помещении параллельно с этой сценой снимается приквел (в кино так называют предисловие) к главной сюжетной линии, который показывает зрителю, что случилось за 200 лет до этой истории.

На огромном зубе (который, кстати, тоже сделан из пенопласта) сражаются двое - отец дракона и прадед драконоборца Игоря. Вокруг бушует стихия - ураганный ветер «организовали» с помощью электрического ветродуя. Зуб, на который взобрались враги, - это часть черепа-пещеры, которая является родовым гнездом местных драконов. Доблестный витязь убивает дракона - прокалывает ему грудь. Как только эта сцена снята, гримеры наносят на грудь дракона «кровавую рану», а в нее «вставляют» копье, пронзившее его сердце. Дракон одной рукой держит копье под нужным углом, а другой - набедренную повязку.

- Костюмы в нашем фильме продуманы до мелочей, - рассказывает художник по костюмам Ирина Лунина. - Все поколения драконов у нас ходят в набедренных повязках. А на Мирославе - длинная рубашка, которая является частью ее свадебного наряда, ведь в старину носили многослойную одежду. Вышивка на рубашке - ручная, ее геометрический узор напоминает египетский. Когда я прочитала сценарий, то поняла, что эта фантазийная картина требует особого художественного языка. Так как тема заявлена все-таки русская, то нам пришлось обратиться к эволюции нашей материальной культуры и за основу мы брали костюмы Древней Руси. Но так как это вымышленная, а не историческая реальность, то все костюмы были символически обобщены: мы использовали и восточные, и кельтские, и скандинавские мотивы. А всего в нашем фильме используется более трехсот костюмов. Ткани для многих приобретены в Индии, наши художники специально ездили туда в экспедицию.

Как поступить с драконом?

Для Индара Джендубаева это первый полнометражный фильм, который он снимает в качестве режиссера-постановщика - до этого он работал на американском проекте «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» и снимал короткометражки.

- Вам нравится, как играют Матвей и Мария? Им удалось создать ту пару, которую вы хотели видеть? - спрашиваем у режиссера.

- Безусловно. Они молоды, и я считаю это плюсом, потому что мы находимся на том уровне профессионализма, когда, с одной стороны, понимаем, что делаем, а с другой - не боимся экспериментов. Наши актеры очень «пластичны», они умеют меняться. У Маши и Матвея - очень разные стили и подходы, но Маша более опытная, она снимается в фильмах и играет в спектаклях, а Матвей - профессионал другого толка.

- Технические сложности есть на проекте?

- Большая часть фильма снимается на «зеленке», - говорит Индар. - Это специальное полотно, на фоне которого идет съемка. Это необходимо для того, чтобы потом можно было использовать компьютерную графику, что-то добавить в кадр или, наоборот, убрать из него. Никакой сложности нет - нужно понимать технологию процесса. И учитывать множество факторов, главный из которых - время. В своей работе мы не гонимся за эпическим размахом - нам в первую очередь важна точность образов. У нас метафорическое кино, «Дракон» - это притча.

- На ваш взгляд, о чем этот фильм?

- О любви, об отношениях молодых… А еще - о первом поцелуе, прикосновении. Дракон в нашей истории - это метафора страсти, глубоких и ярких переживаний, которые бурлят в каждом молодом человеке. Что делать с этим драконом? Как с ним поступать? Попрощаться с ним навсегда - или нет? Надеюсь, наш фильм поможет зрителям найти ответ на эти вопросы…

На экраны «Дракон» выйдет в конце 2015 года.

Ирина ЛЕВКОВИЧ (ИА «Столица»)