Прошедший киноуикенд - это в первую очередь парадокс «Золушки». Сюжет одинаково известен всем от мала до велика. К тому же и режиссер в принципе не приемлет какой-либо модернизации классики. Бюджет большой, но не столь уж и солидный - 95 миллионов долларов (для сравнения: трехлетней давности «Белоснежка и охотник» обошлась в 170 миллионов). Однако продюсировавшая постановку кинокомпания «Уолт Дисней пикчерс» сделала ставку именно на «Золушку» Кеннета Браны. Сначала - Берлинский кинофестиваль (и один из крупнейших кинорынков мира), где фильм показали вне конкурса, почти сразу - одновременная премьера и в США, и в некоторых самых важных для мирового проката странах, к которым принадлежит и Россия. «Золушка» везде занимает первые места в киночарте и принимается восторженно критиками.

Второе место по-прежнему у «Робота по имени Чаппи» (в США он пятый). С небольшим отставанием за ним следует «Духless-2». Одинаковое четвертое место в прокате двух стран у «Фокуса». Пятое - «Проклятие: Начало конца», японский полусиквел-полуримейк японской же хоррор-франшизы: конец конца под названием «Проклятие: Финал» анонсирован на этот год. Как видим, наш зритель проявил консерватизм в привязанностях - в пятерку пробилась лишь одна новинка, да и та уцепилась лишь за последнее место.

Рассказ о новинках грядущего уикенда я начну с самой, быть может, необычной картины - «Самба». Жизнь сталкивает нищего таджикского гастарбайтера, пытающегося оформить регистрацию в Москве, и обеспеченную москвичку, переживающую серьезный душевный кризис. Постепенно их знакомство перерастает в нечто большее… Ах да, извините, таджик на самом деле сенегалец, москвичка - парижанка, а место действия - Франция. Сняли «Самбу» постоянно работающие в дуэте Оливье Накаш и Эрик Толедано. Таджик-сенегалец - Омар Си, москвичка-парижанка - Шарлотта Гинзбур. Накаш и Толедано уже не первый раз обращаются к теме межрасовых отношений, делая это остроумно и нешаблонно: их предыдущая подобная лента «1+1», прославившая Омара Си, стала самым кассовым французским фильмом всех времен. «Самба» такого же успеха не имела, да и критиками была принята гораздо прохладнее. Еще бы - выше «1+1», да еще и на том же материале, прыгнуть трудно.

Параллельно с «Самбой» на отечественные экраны выходит комедия Евгения Шелякина «Ч/Б», образец того, как с аналогичной тематикой работают наши кинематографисты. К главному герою, кондовому русскому скинхэду Ярославу, сходит ангел-хранитель из числа усопших. Причем ангелом к Ярославу приставляют «лицо кавказской национальности» Нурика, да еще с самыми ненавистными главному герою «этническими» чертами характера. Все поверхностно-улыбательно, хотя крепко сшито и с отличным актерским ансамблем - Алексей Чадов, Мераб Нинидзе, Сергей Маковецкий, Екатерина Редникова, Кахи Кавсадзе. Да, своего «1+1» нам еще ждать и ждать.

Впрочем, тут мы не одиноки - и в Голливуде межрасовая благодать ограничивается детективами с двумя напарниками-полицейскими разного происхождения, а во всех остальных жанрах царит лютый апартеид. Хороший пример - «Энни», новая экранизация классического мюзикла о нью-йоркской сиротке, попадающей в семью богатого магната. Постановку продюсировал Уилл Смит, соответственно, Энни поменяла расу (Смит первоначально прочил на ее роль свою дочь). Но при этом окрас кожи сменила не только она, но и ее приемный отец - перефразируя известную поговорку: «Вот тебе, бабушка, и «плавильный котел!»

Мнения относительно новой трактовки «Энни» высказывались настолько противоположные, что она угодила одновременно - редчайший случай! - и в списки «Золотого Глобуса», и в номинанты на «Золотую Малину». С «Золотым Глобусом» ленте не повезло, а вот «Золотую Малину» (в номинации «худший римейк») ей таки присудили.

Гораздо более тесные межрасовые отношения связывают героев нового мультфильма «Дом». Более того, они к тому же и разных полов (куда только смотрит ку-клукс-клан!). Но тут нет ничего странного: она землянка, а он инопланетянин, а на инопланетян правила голливудского апартеида не распространяются. Совместно они спасают Землю от нападения плохих инопланетян. Кстати, девочка сбежала из резервации, куда всех жителей земли загнали «добрые» инопланетяне, а ее новый друг - тоже изгой, поскольку злостно нарушил инопланетные законы. Производство «Дома» спродюсировано кинокомпанией «Дримуоркс», что в сегменте «мультфильм для детей» - знак качества.

На этом фоне две другие картины, «Дивергент, глава 2: Инсургент» и «Полное превращение» выглядят довольно свежо. Первая лента - продолжение популярной «подростковой антиутопии» о мире будущего, разделенном на жестко стратифицированные касты, и о бунте против этой безжалостной системы. Первые отзывы на новый фильм необычны по своему характеру - отрицательных отзывов больше, чем на первоисточник, но при этом о сиквеле говорится, что он - лучше. Видимо, это связано с тем, что многие актеры «Дивергента-2» (в первую очередь - Майкл Теллер) за прошедшее время многому научились и превратились в настоящих кинозвезд.

«Полное превращение» - картина совсем иного плана. Это еще одна отечественная эксцентрическая комедия о молодом парне - типичном классическом неудачнике. Случайно ему в руки попадает волшебный прибор Превращатель, с помощью которого можно превратить кого угодно в кого угодно. Герой тут же начинает превращать - и запутывается в этой череде превращений…

«Полное превращение» не шедевр: «наша комедия» - и ничего больше. Но идея в фильме - многообещающая. Представьте себе Ярослава из «Ч/Б», волею неба (или Превращателя) ставшего кавказцем, и какую интригу здесь можно было бы закрутить! Правда, в кино такая мысль уже воплощалась - увы, не у нас.

Алексей ГУЛЯНИН