Закончился март, а вместе с ним подошел к концу и сезон раздачи премий за достижения минувшего года в отечественном кино - в минувший вторник своих хозяев обрели статуэтки «Ники». Итак, к кому же оказалась благосклонна кинематографическая богиня Победы?

Номер первый за прошлый год и как лучший фильм, и по общему количеству призов - «Трудно быть Богом». Учитывая, что лента невольно оказалась «визитной карточкой» этой премии в 2015 году (создатели сняли ее с «Золотого орла»), иного было ожидать трудно. В целом, однако, нужно отметить, что последняя лента Германа-старшего оказалась не слишком переоценена. Единственная ее «Ника» с жирным знаком вопроса - звукорежиссура: плохое качество звука отмечали многие рецензенты. Но, скажем, «Нику» за сценарий картине вполне справедливо не присудили. Да, на уровне концепции идея фильма грандиозна, зато драматургическое воплощение - отнюдь не такое блестящее. Правда, Юрию Быкову («Дурак») эту премию я бы тоже не вручил, хотя бы потому, что его лента не что иное, как упрощенный римейк «Фонтана» Юрия Мамина, о чем в титрах не сказано ни слова.

В актерских номинациях оказались действительно достойные, споры о победителях (Леонид Ярмольник - «Трудно быть Богом», Евгения Лядова - «Левиафан», Роман Мадянов - «Левиафан», Дарья Мороз - «Дурак») могут быть только на уровне вкусовщины. Иное дело - номинация «Лучший фильм стран СНГ и Балтии»: по каким критериям в ней вообще идет отбор? Качество - тогда почему забыта эстонская лента «Мандарины», выдвигавшаяся на «Золотой глобус» и «Оскар»? Или имеется в виду лучший фильм в российском прокате - тогда не к месту ставшее лауреатом украинское «Племя», поскольку прокат его в России начался лишь в 2015 году. Или номинация «Лучший анимационный фильм»: выигравший в ней «Мой личный лось» Леонида Шмелькова при всех своих несомненных плюсах - короткометражка, между тем как разъединение короткого и полного метра во всех киноконкурсах является общепринятой практикой.

На этой неделе женское лицо Победы мы увидим и на киноэкранах - состоится общероссийская премьера картины «Битва за Севастополь». Сюжет фильма - история Людмилы Павличенко, самой успешной женщины-снайпера мировой истории. В главной роли - Юлия Пересильд, актриса, растущая от фильма к фильму.

Вообще, на «Битву за Севастополь» никто не возлагал больших надежд. Совместное юбилейное производство (помимо России при Януковиче в проект вложилась еще и Украина) - все знают, какими обычно бывают юбилейные фильмы, дебютанты-сценаристы, режиссер Сергей Мокрицкий, у которого работать оператором («Изображая жертву») получалось гораздо лучше… Однако это тот случай, когда хорошо информированные оптимисты ошиблись в своих прогнозах. «Битву за Севастополь» похвалили даже самые скептически настроенные рецензенты («не шедевр, но фильм удался»). А ведь производственные условия были во многом экстремальны. Натурные съемки в Севастополе закончились как раз перед началом Крымской весны, стадия монтажа совпала с войной в Донбассе - о каких российско-украинских проектах вообще могла идти речь? И тем не менее «Битва за Севастополь» вышла в прокат. Как ни странно, этот исторический фильм к тому же и исторический артефакт, памятник той эпохи, когда Украина еще не отрекалась от своей общей с Россией Победы и от своих общих героев, таких, как этническая украинка Павличенко.

Другой «исторический артефакт», но в ином ключе - «Женщины против мужчин». В те далекие-далекие времена, когда доллар стоил меньше 40 рублей, а про санкции, черные списки и секвестры никто и слыхом не слыхивал, небезызвестная студия «Энджой Мувиз» сняла комедию про молодых мужей и жен, вместе сыгравших свадьбу и вместе отправившихся в свадебное путешествие на Кубу. Здесь они крупно поссорились и начали боевые действия. Идея - от «Войны Роузов» с Майклом Дугласом и Кэтлин Тернер, в ролях - толпа резидентов «Больших разниц» и «Камеди клабов». Качество едва ли окажется лучше или хуже того, что мы видим в их исполнении на ТВ.

Иностранные новинки этой недели - псевдоисторический боевик «Последние рыцари» и чисто исторический «Искатель воды». «Последние рыцари» - фактически новая версия японской легенды о 47 ронинах, перенесенная в условную страну средневековой Европы, которой правит негр Морган Фримен, а подчиняется ему белый Клайв Оуэн. Однако если на уровне подкорки фильтровать подобные толерантности, родившиеся в голове японского режиссера Казуаки Кирия («Легион»), получится вполне годное головорубное фолькхистори о хорошем короле, погибшем в результате дворцовых интриг, и его верных вассалах, жестоко мстящих за смерть господина.

«Искатель воды» - режиссерский дебют Рассела Кроу с Расселом Кроу в главной роли. Действие фильма разворачивается в 1919 году в Турции. В места, где четырьмя годами ранее гремели раскаты Галлиполийского сражения, приезжает австралиец, у которого в этой битве погибли двое сыновей, чтобы найти их могилы… Кино это специфически австралийское (для Австралии день высадки ее солдат в Галлиполи - то же самое, что для России 22 июня) и предназначено в первую очередь для поклонников Рассела Кроу. Впрочем, учитывая высокие рейтинги картины, их в мире не так уж и мало.

Алексей ГУЛЯНИН