В павильоне «Мосфильма» продолжаются съемки фильма, в основу сценария которого легли самые таинственные и мистические произведения всех времен и народов - повесть Александра Пушкина «Пиковая дама» и одноименная опера Петра Чайковского. За экранизацию произведения взялась кинокомпания «Мастерская Павла Лунгина» и «Art Pictures Studio». Режиссер - сам Павел Лунгин, он видит свою картину «Дама Пик» как психологический триллер.

Андрей, он же Герман

Главный герой картины - молодой оперный певец Андрей. Он очень высокого мнения о своем таланте, но почему-то остается невостребованным в театре.

Появление в театре знаменитой на всю Европу оперной дивы по имени Софья Майер Андрей воспринимает как знак судьбы. Прославленная певица собирается ставить оперу «Пиковая дама», в которой исполнит партию Графини, а Германа она еще ищет. Андрей понимает, что это его единственный шанс изменить свою карьеру и жизнь. Ради роли в спектакле он готов на все…

- Фильм завязывает в драматический узел судьбы трех человек, которые любят и мучают друг друга, - рассказывает Павел Лунгин. - Знаменитая в прошлом оперная дива не намерена сдаваться. Она также гонится за славой, при этом манипулируя молодым тенором Андреем и своей племянницей - неопытной девушкой Лизой. В нашей картине действие проигрывается дважды: в оперных сценах с прекрасной музыкой Чайковского и в современной жизни, где и казино, и театральные интриги, и денежные долги…

Актеры, которые попали в проект, прошли особый отбор. Главную женскую роль - оперную певицу Софью Майер - играет Ксения Раппопорт. Главную мужскую - представитель большой актерской династии - Иван Янковский, сын Филиппа Янковского и Оксаны Фандеры, внук Олега Янковского. Ивану и Ксении в «Даме Пик» не приходится петь на сцене, за них это делают другие звезды - оперной сцены.

- Специально для фильма мы записали голоса ведущих солистов Большого театра и живой оркестр, - рассказывает Павел Семенович. - Но на сцене наши герои держатся, как подобает настоящим оперным певцам - профессионально здесь абсолютно все точно.

Режиссерская находка - железные клетки, ведь Лизе и Герману никогда не быть вместе.

Клетка для главгероя

Нам удалось побывать на съемочной площадке «Дамы Пик», когда снимали сцену репетиции оперы «Пиковая дама» с участием Андрея, Софьи и Лизы. Пройдя бесшумно, как разведчики, через несколько железных дверей мосфильмовского павильона (вдруг за дверью идет съемка?), лбом упираемся в деревянную балку, которая еще пахнет свежей сосной. Поднырнув под нее - о Боже! - оказываемся в Большом театре!

Художники картины создали точную копию зрительного зала Большого. Бархатные кресла - множество рядов - уходят от сцены вверх, над ними нависают балконы и ложи бельэтажа, украшенные лепниной и золотом. Здесь даже оркестровая яма есть, а в ней - музыканты! Чтобы попасть на сцену из зрительного зала, нужно пройти через мост, перекинутый через это пространство.

Все готовы к съемкам, ждут появления Павла Лунгина. В центре зрительного зала стоит столик режиссера, на нем - очки, настольная лампа, открытая книга и исписанные листы - рабочие заметки режиссера. И все это так красиво лежит, что хоть картину пиши под названием «Стол режиссера». Каково же было наше удивление, когда Павел Семенович прошел мимо этого уютного и живописного места и пошел в конец зрительного зала - к столу с монитором, где его уже ждал оператор Леван Капанадзе. А за столик с «художественным беспорядком» села темноволосая женщина в летнем парчовом пальто.

- Бандерлоги, по местам! - шутят рабочие, у которых сегодня горячий денек: они выставляют на сцене декорации, которые меняются по требованию режиссера.

- Все готовы? - спрашивает Лунгин уже со своего места.

- Да, Пал Семеныч! - откликаются сразу несколько человек.

- Ваня, идите в кадр!

Через мост быстро проходит Иван Янковский и уверенно заходит в… огромную клетку. Рядом - еще одна. И в ней уже стоит молодая девушка - Лиза, племянница Софьи Майер. Ее играет молодая актриса Мария Курденевич. Звучит гениальная музыка Чайковского, молодые люди, Андрей и Лиза, начинают партию.

- Красавица, богиня, ангел! - звучит мощный мужской голос. И нет никаких сомнений, что это поет сам актер - настолько отрепетировано это исполнение.

Лиза продолжает тему. Музыка и голоса завораживают… И вдруг - голос из зала:

- Стоп! - громко говорит женщина за режиссерским столиком. Она встает и идет прямо на сцену, делая на ходу замечания:

- Андрей, дыхание, паузы - здесь важно все! Накапливай энергию! Между вами - клетки, и ты телом это показываешь. А мне надо, чтобы ты голосом их показал, потому что клетки я потом со сцены уберу!

Первая мысль - это педагог по вокалу, следит за тем, как работают актеры. Но почему Андрей, а не Иван?

- Я, что, плохо пою?

- Нет, но можешь лучше!

- Можно мы прервемся ненадолго? Я утомился…

- Перерыв! - объявляет женщина в парчовом пальто и оборачивается к залу. Да это же Ксения Раппопорт! И это был не «разбор полетов», а съемка сцены репетиции!

Сцену снимают несколько раз - при разном освещении. Отдельно - крупные планы. В итоге требуется помощь гримера - от жарких софитов потек грим артистов. Насколько им жарко, можно только догадываться…

Развязка «Дамы Пик» держится в тайне.

Ревность и зависть

В этой короткой сцене - весь трагизм ситуации. У каждого героя - свой умысел. И они на полпути к успеху. Софья ставит оперу, Андрей получил в ней роль - но что делать с чувствами, которые неожиданно вмешались в ситуацию? Лиза любит Андрея, Софья, похоже, переоценила свой иммунитет к страсти и не может с ней справиться. А что же Андрей - кто нужен ему? Лиза? Или, кроме славы и денег, его ничто уже не может тронуть?

При этом Софья ревнует его к племяннице Лизе и не может этого скрыть. Когда она дает советы Андрею, Лиза припадает к клетке:

- А я? Я как спела?

- С тобой позже поговорим! - отрезает оперная дива. И столько в интонации презрения к молодой особе, смешанного с женской беспомощностью!

В итоге Павел Семенович не может удержаться от комплимента:

- Ксюша, ты гениально сыграла ревность! У меня было два экрана - я прямо увидел ее! Иван, в конце не говори «я утомился», скажи «я устал» - так вернее будет. И разговаривай не грубо с Софьей, а обиженно. Ты фаворит и считаешь, что все делаешь гениально! А вот смотришь на нее хорошо - как волчонок!

После этой сцены снимают в зрительном зале коллег Лизы и Андрея - певцов оперного театра, которые наблюдают за репетицией и перемывают косточки Софье и ее фавориту.

- Ты видел? У меня слов нет! А у них разница 25 лет, между прочим! - возмущается герой Алексея Колгана.

- Стоп, не дается каменный цветок! - шутит оператор. - Снимаем еще раз! Дима Куличков, во время разговора наклоняйся ниже над Алексеем и Наташей, камера тебя не захватывает.

Сцену снимают еще раз, потом - еще раз, пока «картинка» не доведена до совершенства.

- Перерыв, продолжим после обеда! - объявляет Лунгин.

Но не все уходят из «Большого театра». Ксения Раппопорт вслух повторяет слова своей героини из следующей сцены, Иван с Павлом Семеновичем разбирают по косточкам характер Андрея, нюансы его мыслей и поступков.

- Чем кончилась вчера игра? - напевает оператор Леван партию Германа из «Пиковой дамы», просматривая снятый материал и предвкушая обед.

- О Боже! - затягивает кто-то из рабочих, разбирая клетки на сцене…

«Пиковую даму» здесь знают все. А скоро ее будет знать вся страна - в прокат картина выйдет в будущем году.

Лариса ЗЕЛИНСКАЯ, ИА «Столица»