Книга Василия Аксенова, экранизацией которой занят сейчас режиссер Владислав Фурман, - автобиографическая. В ней автор рассказывает о жизни знаменитых советских поэтов, писателей и артистов во времена хрущевской «оттепели» и сразу после - в 60-е годы прошлого века. И хотя имена героев автором «зашифрованы», но так, чтобы можно было без труда догадаться, кто есть кто. Сам Василий Аксенов - это Ваксон (в фильме его играет актер Алексей Морозов), Евгений Евтушенко - Ян Тушинский (Филипп Янковский), Роберт Рождественский стал Робертом Р (в этом образе предстал Александр Ильин, известный нам по роли Семена Лобанова в «Интернах»), Белла Ахмадулина - Нэлла Аххо (Чулпан Хаматова). Нам покажут десять лет жизни этих персонажей - с 1958 по 1968 год. Главной сюжетной линией картины станет история любви писателя Ваксона и его подруги Ралиссы (эта роль досталась Юлии Пересильд).

Продюсерами выступили Константин Эрнст и Денис Евстигнеев.

И вот мы на съемочной площадке картины в ресторане Центрального дома литераторов. Сегодня здесь снимают сцену встречи Яна Тушинского и Ваксона.

Кто не рискует - тот…

С раннего утра в ресторане ЦДЛ кипит работа. У окон расставлены стремянки: современные шторы меняют на те, что были «в ходу» полвека назад, в советские времена. Все заняты делом: кого-то из актеров еще гримируют, а кто-то уже репетирует, помощники оператора и звукорежиссера расставляют камеры, ставят свет, развешивают микрофоны...

- Это выстраданный фильм, мы писали сценарий для него три года назад, - рассказывает нам продюсер Денис Евстигнеев. - Все эти записи отлежались, набрали еще больше веса и ценности для нас. И так получилось, что в этот финансово тяжелый год мы решили снимать… «Таинственная страсть» - это последний роман Василия Аксенова. И мне он интересен еще и потому, что в нем идет рассказ про 60-е годы. Я родился в это время, и мои родители не просто в это время жили - это было самое значимое для них время. Что касается актеров, сыгравших поэтов, то мы не стремились добиваться портретного сходства с прототипами персонажей, а создавали некие узнаваемые образы - как бы делали намеки. И по нашему фильму нельзя изучать историю, потому что это художественное кино и мы не воспроизводим детально события тех лет, а создаем образ того времени. Давайте, прежде всего, не будем забывать, что это все-таки художественный фильм, и вымысел имеет полное право в нем присутствовать.

Янковский вместо Евтушенко

Итак, встреча Ваксона и Яна Тушинского. Алексей Морозов и Филипп Янковский сидят за столом. Вместо красного вина пьют вишневый сок. Работает дым-машина, создает небольшую задымленность в зале - ведь в те годы в ресторане можно было дымить сколько влезет: выкури хоть целую пачку сигарет или папирос - никто тебе даже слова не скажет.

После очередного дубля объявляют небольшой перерыв. Подходим к Филиппу Янковскому, который играет Яна Тушинского (Евтушенко). Как оказалось, актер немного суеверен и не любит говорить о фильме, пока идет над ним работа. Но все же для нас сделал исключение.

Сергей Безруков снова сыграл Владимира Высоцкого. На сей раз без пластического грима.

- Когда мне Денис предложил попробовать себя в этой роли, я сразу спросил, когда можно приехать на пробы. Это интереснейшая роль! - говорит Филипп. - Это счастье - играть не отморозков, а людей с высокой духовной организацией и получать огромное удовольствие от прикосновения к выдающейся личности. Лично встретиться с Евгением Александровичем у меня, к сожалению, не получилось, но через стихи этого замечательного поэта я получил доступ к его душе и теперь на этой основе ищу способ создать образ Евгения Евтушенко. После того как я был утвержден на роль, я попросил Эрнста, который летал в США, чтобы встретиться с Евтушенко, получить у него согласие на то, что эту роль сыграю я. Константин Львович рассказал об этом поэту, а потом передал мне, что Евгений Александрович одобрил этот выбор. Я надеюсь, что когда мы закончим работу над этим фильмом, то мы с Евтушенко вместе его посмотрим.

Мы, зная, как ярко и экстрамодно порой одевается Евгений Евтушенко, не могли не спросить Филиппа Янковского, не было ли проблем с выбором одежды.

- Да, Евгений Евтушенко был и остается очень модным мужчиной. Но нам не будет перед ним стыдно - костюмы у меня замечательные, - похвастался актер. - Правда, надо признаться, работа над гардеробом была проведена колоссальная. Вы же знаете, что кино снимают по этапам и на одном и том же объекте может быть снято несколько разных сцен из разных дней. Я даже иногда устаю переодеваться. Это вот сейчас я так суперскромно одет…

Костюмы из Испании и чемоданы со свалки

Надо сказать, что костюмерам и другим специалистам по реквизиту пришлось изрядно потрудиться, чтобы всех героев одеть в костюмы и платья шестидесятых годов и наполнить каждый эпизод знаковыми вещами - символами того времени. И одеть не только героев, а и массовку из двух с лишним сотен человек. Часть предметов гардероба 60-х годов была закуплена в винтажных магазинах в Испании. Это оказалось дешевле, чем искать все эти вещи в России. А один из художников-постановщиков нашел раритетные чемоданы и саквояж на… московской свалке. Кстати, что удивительно: меньше всего проблем было с ретроавтомобилями. Любители старинных авто с удовольствием и даже с гордостью предоставляли съемочной группе в аренду свои редкие экземпляры.

Для съемок было использовано большое количество ретроавтомобилей.

Много времени было потрачено на поиск подходящих мест для натурных съемок. По сюжету действие проходит в Москве, Ленинграде и Коктебеле. К сожалению, пластиковые окна, кондиционеры на стенах домов, современные отделочные материалы сильно ограничили возможности для съемок. Были отсняты только самые знаковые, культовые места - например Красная площадь. Многое придется воспроизводить с помощью компьютерной графики.

- Иногда проблемы возникали, можно сказать, на ровном месте, - пожаловался нам Денис Евстигнеев. - Например, мы хотели снять несколько эпизодов в литературном институте, в котором учились и Евтушенко, и Ахмадулина. Но нам не дали этого сделать - просто не разрешили там работать. Мы, конечно, решили проблему - сняли эти эпизоды в другом месте, но, конечно, это уже немножко не то. А вот ресторан ЦДЛ, напротив, нам во всем идет навстречу. Его руководство прекрасно понимает, что это место значимое и знаковое. Снимали мы и в доме Пастернака в Переделкине, который сейчас стал музеем. А вот стадион «Лужники», где мы тоже снимали одну из сцен, настолько сильно изменился за эти годы, что нам придется, чтобы вернуть ему первоначальный облик, прибегнуть к компьютерной графике.

Стихи Хаматовой и Безруков без маски

Чулпан Хаматова, которая в фильме играет Беллу Ахмадулину, не расстается на съемочной площадке с книгой поэтессы и во время перерывов декламирует ее стихи.

- Когда Денис Евстигнеев сделал мне предложение сыграть эту роль, я сказала, что буду счастлива это сделать, - говорит Чулпан Хаматова. - Я полностью перестроила свой график, чтобы отработать эти съемки, ни на что не отвлекаясь. Пообщалась с людьми, которые ее помнят, - это и дочери, и худрук «Современника» Галина Борисовна Волчек, в театре у которой я служу. Хочу полностью погрузиться в эту роль, наполнить себя стихами Беллы Ахмадулиной. Она была очень мудрой и одновременно очень тонко чувствующей женщиной и умела передавать тончайшие оттенки чувств с ювелирной точностью. И в то же время обладала сильным волевым характером. Все это настолько сложно совместить, что я прилагаю все свои силы, чтобы образ получился цельным и близким к первоисточнику.

Снимается эпизод с участием Алексея Морозова и Чулпан Хаматовой.

Появится в фильме и Сергей Безруков, который сыграет Владимира Высоцкого (в романе он выведен под именем Влад Вертикалов).

- Работа Безрукова в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» - это было настолько точное попадание в роль, что мы решили не искать других вариантов, а снова попросить Сергея сыграть Высоцкого, - говорит продюсер фильма Евгений Евстигнеев. - Но на этот раз от пластического грима решили отказаться. В этом есть и некоторые плюсы: ведь пластический грим практически лишает актера мимики, а она - один из важных инструментов актерского арсенала. Это касается и других персонажей: минимальные детали внешности, в виде намеков. Еще раз повторю: для нас главное - донести до экрана дух того яркого времени. А уж насколько нам это удастся, пусть судят зрители.

Валерия ХВАЩЕВСКАЯ (ИА «Столица»)