Предстоящий уикенд получится по-настоящему осенним. Ни одного нового блокбастера с зашкаливающим за 100 миллионов долларов бюджетом, а вместо этого - паводок разнообразных и по жанру, и по происхождению, и (что греха таить!) по качеству лент.

Коротко о коммерческих итогах прошедшего уикенда. Оба римейка-перезагрузки («Каникулы» и «Ультраамериканцы») были благосклонно приняты в России, заняв соответственно первое и второе место в киночарте. У «Каникул» выше зрительский рейтинг (и примерно вдвое - сборы), зато «Ультраамериканцы» чуточку лучше были приняты критиками. Нельзя не отметить и такой плюс картины (о нем говорят практически все без исключения), как превосходный перевод и дубляж. Третье место - у «Фантастической четверки»: за прошедшее с момента премьеры время она слегка подняла свой зрительский рейтинг, однако критики к ней по-прежнему безжалостны. На четвертом - «Агенты А.Н.К.Л.»: у них ситуация со зрителями и критиками обратная «Фантастической четверке». Наконец. На пятом - «Синистер-2». На его фронте все без перемен - общее мнение, что первая часть лучше и что вторую сняли только ради «мертвых президентов», осталось таким же.

Рассказ же о новинках я начну не с самого мощного по коммерческому потенциалу, а с самого необычного и интересного именно с творческой стороны фильма. Даже краткий анонс звучит на редкость экстравагантно (попробуйте произнести вслух и не засмеяться!): комедия братьев Чижиковых про привидений и гастарбайтеров «Парень с нашего кладбища»! Лента представлялась на последнем «Кинотавре», ничего там не выиграла, но получила хорошую прессу, теперь выходит в широкий прокат. В главной роли заглавного гастарбайтера (нет, не Равшана и даже не Джамшуда, а вполне русского провинциала Коли, работающего сторожем на московском кладбище) - Александр Паль. Своеобразная «визитная карточка» Паля - брат жениха в дилогии «Горько!». Отмечу также, что «Парнем с нашего кладбища» еще раз напомнил о своем существовании один из лучших отечественных продюсеров Сергей Сельянов, в последнее время как-то снизивший интенсивность работы.

Необычна и другая отечественная лента, но, скорее, по условиям съемок, чем по своему сюжету. «Москва никогда не спит»: русско-ирландская копродукция, снятая по киногранту Европейского сообщества производственной студией, принадлежащей американцу Лоренсу Бендеру (постоянный продюсер Квентина Тарантино еще с «Бешеных псов»). Съемочная группа - почти сплошь иностранцы (почти - это композитор Mujuice/Роман Литвинов), начиная с режиссера Джона О’Райлли. Зато локация русская, так же, как актеры (Евгения Брик, Михаил Ефремов, Виктор Вержбицкий, Алена Бабенко, Алексей Серебряков, Юрий Стоянов) и, разумеется, язык съемок. Любопытно, но для Джона О’Райлли это уже второй подряд фильм (после триллера «Прячься!») с полностью русским актерским составом.

Драматургия ленты построена по часто встречающемуся в кино принципу альманаха историй разных жанров (как те же «Елки»), объединенных по времени и месту (День города в Москве). Фильм был впервые показан в начале августа на фестивале в Выборге «Окно в Европу», где его наградили специальным призом в программе показа «Копродукция».

Если говорить о западных гостях российских экранов, то наибольший интерес здесь вызовет второе пришествие Хитмэна - «Хитмэн: Агент 47». Первоначально Хитмэна должен был играть Пол Уокер, но он погиб в автокатастрофе, и его сменил известный прежде всего по сериалу «Родина» Руперт Френд. На проекте это сказалось не лучшим образом (по американским меркам бюджет не самый значительный для боевика), соответствующими оказались и отзывы критиков. С другой стороны, попробуйте найти экранизацию компьютерной игры, которую бы критики похвалили! В относительных же цифрах (зрительский рейтинг и процент положительных рецензий) обоих Хитмэнов пока оценивают примерно одинаково.

Экзотика от японского производителя - очередная монстро-фантастика «Атака титанов. Фильм первый: жестокий мир». Про титанов - это не очередные мухоморы отечественных локализаторов, в оригинале манга Хадзимэ Исаямы, она тоже так называется. В Японии титаны довольно популярны, помимо манги про них есть и мультсериал, и полнометражное анимэ, сейчас вот сняли фильм (в этом году выходит и вторая часть). Зрителям постарше «Атака титанов» наверняка напомнит старую английскую ленту «Вожди Атлантиды» - там тоже был город, отгороженный стеной от нападений лакомых до человечинки монстров. Но вообще эта лента для тех, кто в теме, и знает, чем и кем знаменита выпустившая «Титанов» студия Toho.

С художественной же стороны самая интересная иностранная лента - «128 ударов в минуту». На звание шедевра она не претендует, но любопытна как попытка переосмыслить сюжет знаменитого фильма «Лихорадка субботнего вечера» в современных реалиях. Главный герой - начинающий диджей, который чувствует в себе потенциал и таланты крупного музыканта… а пока зарабатывающий на выпускных вечерах в школах. И вот удача повернулась к нему лицом, он познакомился с известным диджеем, готовым помочь ему сделать карьеру. Но теперь центрального персонажа начинает глодать вопрос - действительно ли он талантлив или просто по молодости лет чересчур верит в себя? В главных ролях - Зак Эфрон («Соседи. На тропе войны») и Уэс Бентли («Интерстеллар»), актеры не первой десятки, но авторитетные и к тому же достаточно молодые, чтобы очередная для Голливуда история об американской мечте смотрелась с их участием более-менее свежо.

Алексей ГУЛЯНИН