Что может быть лучше горной болезни? Любовь к космосу. «Эверест», как и предполагалось, не сумел выйти на вершину российского киночарта третий раз подряд, и его предсказуемо сменил «Марсианин» Ридли Скотта. Значительно отстал от «Марсианина», хотя при этом и сделал сборы одного порядка, «Пэн: Путешествие в Нетландию». «Марсианина» в основном хвалят, реакция на «Пэна…» преимущественно сдержанная. Однако и хвалят, и порицают эти фильмы за одно и то же. В плюс - визуальные красоты и энергичность действия, в минус - сырой сценарий и непрописанность персонажей.

В большом отдалении от «Пэна…» и тем более «Марсианина» - сплоченная тройка из «Воина», «Эвереста» и «Стажера». Еще одна новинка прошлой недели, «14+» Андрея Зайцева, хоть и удостоилась положительных рецензий в прессе, в первую пятерку все-таки не попала. Объективно говоря, результат был вполне ожидаемым - малобюджетные постановки без звезд редко становятся лидерами проката.

Итак, сейчас на коне «Марсианин». Но уже на этой неделе его наверняка изрядно «пощиплют», если не стащат с первого места. Что же может быть лучше космоса? Кино, основанное на фобиях, говоря словами Ницше, вглядывающееся в бездну - «Прогулка» Роберта Земекиса и «Багровый пик» Гильермо Дель Торо.

«Прогулка» - редкая разновидность фильма, который не испортить спойлером. Это рассказ о канатоходце, прошедшем без страховки между башнями-близнецами ВТЦ (естественно, время действия гораздо раньше 11.09.2001) на высоте 400 метров. «Как» здесь гораздо важнее, чем «что», и искренний совет одного из зрителей, написавших в своей рецензии - «если у вас страх высоты, ни в коем случае не смотрите «Прогулку» - лучшая похвала этой ленте. Фактически «Прогулка» - бенефис исполнителя главной роли Джозефа Гордона-Левитта и мастер-класс выдающегося (великого?) режиссера Роберта Земекиса на тему «Как выжать максимум возможного из минимума бюджета, работая в Голливуде».

Гильермо Дель Торо известен своим выдающимся чувством стиля (Джеймс Кэмерон и вовсе зовет его гением), так что если этот режиссер говорит, что «Багровый пик» - его самый красивый фильм, то это уже достаточная причина, чтобы его посмотреть. Проект этот Дель Торо разрабатывал с 2006 года, причем, по собственному признанию, медлил специально - эта картина для него очень личная, в ней он хотел выразить всю свою любовь к готическому жанру. Насколько это ему действительно удалось, покажет будущее. Если же говорить о сюжете, то он в лучших традициях классической готики: XIX век, небольшой город где-то в английской провинции, возвышающийся в отдалении особняк Багровый Пик, аристократы с лицами вампиров и ордами скелетов в шкафах плюс «антиромантическая история любви» (Г. Дель Торо) и (куда же без них!) старые добрые готические призраки.

Для тех же, кто не любит вглядываться в бездну, вновь изделие от отечественного производителя и вновь из программы «Кинотавра» - «Родина», очередная совместная работа (после дилогии «Бумер») режиссера Петра Буслова и продюсера Сергея Сельянова. Впрочем, «Родина» по-своему кино тоже шокирующее. Например: «Очень стыдно применять и ассоциировать такое родное и всеобъемлющее - «Родина» с таким пошлым, гнилостным и унылым созданием» - подобные риторические фигуры в нашей критике не встречались с разносных времен незабвенного Владимира Владимировича Ермилова. Конечно, сфальшивить может каждый, но чтобы творческое чутье разом отказало и Буслову, и Сельянову, и это не смогли компенсировать снимавшиеся в «Родине» Андрей Смоляков, Петр Федоров, Андрей Мерзликин и Екатерина Волкова… Пишут также, что «Родина» разделила критиков на два лагеря - помнится, вокруг «Высоцкого…» когда-то тоже кипели ожесточеннейшие споры.

Кинематографическая сверхзадача «Родины» - анти-«Пляж»: Буслов постарался в буквальном смысле слова перевернуть с ног на голову знаменитый фильм Дэнни Бойла, нигде не забыв показать оборотную сторону тропического рая. Однако, поскольку и сам «Пляж» был не особо оптимистичен, изрядно досталось в первую очередь всей эскапистской идеологии просвещенного космополитизма. Герой «Пляжа», оказавшись в краю вечного лета, встречает пусть иллюзию, но рая. Персонажи «Родины», в поисках просветления приехавшие в Гоа, сталкиваются с настоящей преисподней - той, которой Сергей Довлатов дал емкое определение: «Ад - это мы сами».

Алексей ГУЛЯНИН