Большие мужские руки передвигают по столу малюсенькие фигурки, на лицах - задумчивость и сосредоточенность. Неспешные движения, каждый шаг обдуман и просчитан - иначе сражение проиграно. Именно так выглядят соревнования по военно-тактическим играм. И длятся они часами - до полной победы…

Война - семье не помеха

Когда руководитель военно-патриотического клуба «Лидер» Алмаз Биктимеров рассказал мне, что в его клубе помимо довоенной подготовки существуют секции исторического фехтования и реконструкции, а также военно-тактических игр, честно говоря, сначала не поверила. Пошла проверить и попала на межрегиональный турнир «В состоянии войны», который ежегодно проводит секция настольных военно-тактических игр и моделизма Апатитской технической школы ДОСААФ. В тот день в Апатитах собрались фанаты этого дела из Мурманска, Мончегорска, Оленегорска, Полярных Зорь и даже Петрозаводска. 16 мужчин разделились на пары, заняли восемь игровых столов, и уже ничто не могло отвлечь их от военных маневров. Для человека, далекого от такого увлечения, это выглядит очень странно, но как только начинаешь вникать в суть происходящего, становится ясно - этих людей можно уважать. Хотя бы за то, сколько труда и терпения они вкладывают в подготовку к сражению, сколько знают об истории и армии, какой объем информации держат в голове.

О клубе мне рассказал Александр Климов, один из его руководителей. Оказывается, он существует уже более десяти лет и долго не имел постоянного помещения, а потом их приютил Молодежный социальный центр. Осенью 2012 года «тактики» вошли в состав клуба «Лидер» в АТШ ДОСААФ России как секция настольных военно-тактических игр и моделизма. И с тех пор у ребят есть свое помещение в здании школы ДОСААФ - они самостоятельно его отремонтировали, и здесь достаточно места, чтобы принимать соратников из других городов.

- Мы принимаем всех желающих, - говорит Александр, - главное, чтобы было стремление изучать историю ратных подвигов своей Родины, ведь это основа многих игр. Совсем маленьких детей в секции практически нет, а вот подростки и ребята с ограничениями по здоровью есть. Стоит отметить, когда Алмаз Фрунзевич брал нас к себе, задачей нам поставили работу с теми ребятами и взрослыми, которые по состоянию здоровья не могут заниматься военной подготовкой и никогда не пойдут в армию. Им здесь комфортно - каждый может заниматься в своем темпе. Тем более что моделизм предполагает тщательную работу с мелкими деталями. Большинство миниатюр, технику и элементы ландшафтов для игр мы делаем сами.

В клубе используют несколько военно-тактических систем: фэнтезийные, исторические разных периодов. Разыгрывают и бои Великой Отечественной, правда, за немцев играть никто не хочет. Здесь есть игры, позволяющие произвести реконструкцию любого реального сражения - от античного времени до средних веков. Стеллажи в клубе заполнены коробками, заставлены миниатюрами - техника, солдатики, фантастические существа всевозможных размеров и видов. В воздухе витают запахи клея и краски, повсюду разложены незаконченные еще детали ландшафта - возвышенности, строения, деревья. В выходные дни, а иногда и вечерами в будни здесь всегда кто-то есть - создание всей этой атрибутики для игр требует много времени.

Александр Климов увлекся тактическими играми еще в детстве, да так, что это увлечение стало неотъемлемой частью его жизни. В клубе, кстати, многие мужчины семейные. Утверждают, что одно другому не мешает, а жены давно привыкли к тому, что мужья периодически исчезают на несколько часов. Не пиво пить в гараж, не в бар и даже не на рыбалку. Просто способ разрядить мозг после напряженных рабочих дней: собрал модель, покрасил ее, развеялся - и голове легче.

Кубик в главной роли

Вообще-то современные настольные военно-тактические игры - отголосок штабных тактических учений, которые проводили военные начальники еще со времен Наполеона. Стратеги тогда прорабатывали в миниатюре различные варианты вторжения, контрнаступления и взаимодействия фронтов, так как армии Европы были уже велики и масштабные маневры требовали больших финансовых затрат.

Родиной таких игр принято считать Англию. Управлять военными действиями на столе любили многие известные личности: Суворов, Черчилль, Ганс Христиан Андерсен. А теоретическую базу разработал писатель-фантаст Герберт Уэллс, в начале 1900-х годов он даже опубликовал две книги, посвященные настольным баталиям: «Война на полу» и «Битвы солдатиков». Он же применил обыкновенный шестигранный кубик для подсчетов попаданий и промахов, брони и психологических тестов оловянных армий.

Но корни все-таки гораздо глубже, ведь прообразом тактических игр вполне можно назвать и древнюю (пятый век нашей эры) индийскую игру чатуранга (четыре части) - любимую забаву раджей. Она представляла собой встречное сражение за провинцию четырех армий, наступающих с четырех сторон игрового поля. Каждый участник кидал кубик перед своим ходом, чтобы определить количество фишек, которые он сможет передвинуть.

Позже этой игрой увлеклись иранцы, правда, переделали ее под себя. Играли уже вдвоем, кубик исключили, посчитав, что фактор случайности только мешает. Так зародились шахматы. А тактические игры пошли другим путем.

Одна из самых популярных сейчас, пожалуй, Warhammer 40,000. Есть масса ее разновидностей, но, по сути, они все схожи. Игровой стол - вымышленная вселенная. Множество космических станций в состоянии войны, космический десант, чародеи, демоны… В общем, толпа чудовищ и их боевая техника. И бесконечное число сюжетов и вариантов развития событий.

Игроки готовят ландшафт - это могут быть руины или болота, гористая местность или город. Затем согласовывают правила, и каждый составляет так называемый «лист армии», который определяет размер его боевой мощи - от 10 бойцов в малых форматах до батальона в тактических или дивизий и армий в крупных стратегических столкновениях. Даже сама подготовка к сражению захватывает - надо все продумать, выбрать сценарий. Итак, формат выбрали, а также определили, на какое количество условных единиц (очков) проводится игра, в роли единиц - каждая модель, оружие для нее, транспорт и прочее. На эти очки участники и собирают армию на свое усмотрение, выставляют на поле войска, и вот - первый бросок шестигранных кубиков!

Игра пошла, и кубики (тот самый фактор случайности) играют в ней одну из главных ролей - позволяют определить результаты различных действий. Противники поочередно передвигают свои миниатюры по столу, но в процессе сражения есть много мелких аспектов, влияющих на ход и результат. Например, размеры миниатюр и фактическое расстояние между ними. А расчет успеха действия определяют не только по броскам кубиков, но и по специальным таблицам. Так, по таблице характеристик ближнего боя можно вычислить, что необходимо для попадания в цель.

Для непосвященного осмыслить все эти действия очень сложно, ведь помимо кубиков игроки ловко управляются с дюймовой рулеткой, маркерами огнемета и другими специальными измерителями. Хотя ребята утверждают, что трудно только первые две-три игры, а потом все в голове укладывается и надо лишь освежать в памяти свод правил. Но боюсь, что без математического склада ума и огромного интереса к игре освоить все это нереально.

Все свое - с собой

Осилить тонкости любителям игры Warhammer помогают специальные кодексы и книга правил, где подробно описаны устройства миров, биографии знаменитых героев, есть и художественные рассказы. В книге правил 300 страниц текста и сводных таблиц, у каждой расы - свой кодекс. А еще эта книга утверждает: легко играть, трудно выигрывать. Возможно, именно поэтому процесс сражений так затягивает участников, что они могут не отходить от столов часами. Иногда и суток не хватает.

Рано или поздно игрок становится спецом моделирования, ведь готовые миниатюры - дорогое удовольствие и большая их часть ручной работы. На соревнования каждый везет свою армию в специальном кейсе (армитранспорт) - в нем при помощи поролона все упаковано так, чтобы не повредить фигурки. Женские шкатулки для хранения и перевозки драгоценностей отдыхают!

- На турнир поступило гораздо больше заявок, чем мы могли принять желающих, - рассказал Александр Климов. - Помещение позволяет разместить только восемь столов. Из 16 игроков шестеро - апатитские. Первое и третье места у наших ребят - Ильи Атраментова и Ивана Бабенко, второе - у мурманчанина Андрея Шуляка. Вообще опыт в соревнованиях различного уровня у клуба большой. А начинающих игроков тренируем при помощи двух-трех новичковых турниров в год.

Кроме войн в фэнтезийных мирах члены клуба участвуют в выставках, организованных ВПК «Лидер» и АТШ ДОСААФ, тесно сотрудничают с другими секциями и клубами, имеют свою страницу в соцсети «ВКонтакте» и свой раздел на портале военно-тактических игр Warfoge.ru.

Светлана НАГЛИС, Апатиты