Не так давно, анонсируя грядущую премьеру последних «Голодных игр», я упомянул про клятвенный зарок создателей франшизы - больше никаких соек-пересмешниц! Обещание было столь твердым, что подозрения относительно его фальши рождались со скоростью кроликов на просторах Австралии. И действительно - не успел закончиться прокат ленты, как последовало новое заявление, что франшиза все-таки будет продолжена: правда, не вперед, а назад.

Другая предсказуемая неожиданность - кассовый провал нового продюсерского проекта Тимура Бекмамбетова «Он - дракон»: когда-нибудь такое должно было случиться. От фильма ждали очень многого, положительных рецензий от профессиональных критиков была масса. А в результате - всего лишь третье место в первый уикенд. В чем разгадка такого неуспеха? За ответом далеко ходить не надо - достаточно почитать… положительные рецензии! В них упоминается и деревянная актерская игра (более всего досталось дебютанту Матвею Лыкову), и посредственная режиссура (доверенная опять-таки дебютанту Индару Джиндубаеву), и шаблонный сценарий (известно, что Дяченко нельзя и близко подпускать к сценариям, будь то по своим книгам или чужим), и даже ужасный саундтрек. Однако все эти, мягко говоря, недостатки, по мнению рецензентов, с лихвой искупаются заглавным героем фильма, сиречь драконом. Мол, дракон здесь столь великолепен и потрясающ, что про все остальное можно забыть.

Увы, судя по невысокой кассе, это не так. Что хочет видеть зритель, пришедший на фильм по Дяченко с драконом? Суровое славянское фэнтези с битвами и магией, а любовную историю только в качестве необязательного приложения. А что ему предложил Бекмамбетов? Цитирую похвальный отзыв из «Коммерсанта»: «Он - дракон» справляется с функциями красивой женской сказки на отлично, другого от него и не ждешь». Ага, как же - зритель пришел на нового «Волкодава», а ему впарили очередную «Голубую лагуну».

Разумеется, слезливая «лав-стори» - это отнюдь не обязательно плохо. Скажу больше - вполне возможно, что и «Он - дракон» гораздо лучше своей репутации. Но тогда с самого начала надо было ориентировать всех на очередной «Аленький цветочек» (кстати, и на бюджете удалось бы наверняка сэкономить), а не фальшивить под «Хоббита».

Вообще, ляпов маркетологов от киноиндустрии припоминается много. В рекламе одно, а в кинотеатре - совсем другое: к сожалению, это уже давно не исключение. Однако бывает время, когда кинорекламе, по крайней мере в содержательной части, можно доверять. Это золотые дни романтического кино - незадолго перед и сразу после Рождества и Нового года, когда прокатчики показывают именно то, что от них ожидает зритель.

Обзор новинок «рождественского жанра» начнем с комедийной мелодрамы «Любите Куперов». Ее делали мастера своего дела, сценарист Стив Роджерс и режиссер Джесси Нельсон. «Коррина, Коррина», «Мачеха», «Кейт и Лео», «Я - Сэм» - вот те картины, к которым они были причастны вместе или порознь. Увы, во всех этих картинах с главными героями происходят какие-то несчастья, что рождественский жанр не прощает: видимо, потому на «…Куперов» была такая кислая реакция прессы. Справедливости ради отметим участие в фильме целого ряда прекрасных актеров старшего поколения, которых давно не было видно на экране, - Дайаны Китон, Джона Гудмена, Алана Аркина; из молодых «засветилась» Аманда Сайфред. Так что если вы не очень доверяете прессе и готовы кое-что простить фильму только за то, что это мелодрама, тогда история о совместном праздновании Рождества несколькими поколениями семьи Куперов вам, быть может, и понравится.

Отечественная вариация на тему - комедия «SOS, Дед Мороз, или Все сбудется!». О качестве ленты лучше всего говорит один из ее рекламных слоганов: «От создателей «Гороскопа на удачу». Содержательная часть уже с первого предложения синопсиса напоминает о бесчисленном количестве разнообразных новогодних картин: «Маленькая Света очень хочет, чтобы ее родители помирились…». Далее будет письмо Деду Морозу, далее появится сам дед Мороз, который будет совсем не Дед Мороз, а вовсе даже аферист, и прочая, прочая, прочая. С другой стороны, а чего еще ожидать от новогодней комедии, как не засахаренной до полной белизны драматургии? И опять, как и в случае с «Любите Куперов», мы встречаем здесь прекрасный актерский ансамбль, только российский - Дмитрий Назаров, Оксана Акиньшина, Алена Бабенко, Дарья Мельникова.

Для тех же, кто на Новый год вместо оливье упрямо готовит греческий салат, предназначен фестивальный хит «Про Любовь», поставленный любимицей российских кинокритиков Анной Меликян и завоевавший на «Кинотавре» два противоположных по звучанию приза - главный приз и приз жюри кинопрокатчиков. Меликян в интервью признавалась - такому вниманию она была очень удивлена, так как снимала «Про Любовь» в расчете в первую очередь на коммерческий и совсем не рассчитывала на фестивальный успех. Тем не менее «родимые пятна» артхауса в картине замечаешь сразу. Уже сама сюжетная структура картины, сшитое из множества больших и малых любовных историй одеяло киноальманаха, говорит о том, что с этой картиной не все так просто. Конечно, можно вспомнить двенадцатилетней давности рождественскую «Реальную любовь», построенную по аналогичной схеме, но герои там были гораздо более традиционные. А здесь - и русские косплееры-анимэшники, и японка, приехавшая в Москву в поисках мужчины своей мечты, и художник-граффитист… сколько ни говори «коммерция!», артхауса меньше не станет. С другой стороны, Меликян вовсе специально не рассчитывала на прокат в декабре. «Про Любовь» призвана скорее разбавить число рождественских картин, чем встать в один с ними ряд. Разбавить, кстати, есть чем. Даже если забыть про фестивальные призы - давно ли вы видели в кино Ренату Литвинову?

Алексей ГУЛЯНИН