Неделю назад на весь мир прогремело «Пробуждение силы». Как говорят в таких случаях, «кто бы сомневался!» При этом ни сценаристы картины (в их числе был и Лоренс Каздан, работавший еще над самой первой трилогией), ни режиссер Джей Джей Абрамс чего-то особо оригинального не изобрели и изобретать не собирались. Зачем, если все что нужно уже придумано Джорджем Лукасом? Главное - следовать проложенной колее.

Тем не менее, несмотря на отсутствие какой-то оригинальности, «Пробуждение силы» оценили чрезвычайно высоко. Что на «Метакритик», что на «Роттентоматоус» - сплошь одни восторги. Парадокс? Отнюдь! Дело в том, что для США «Звездные войны» не просто фильм, а в значительнейшей степени такое же явление культуры, каким в Средневековье была героическая сказка. Никто не будет ругать сказки за то, что их сюжеты повторяются, а герои - плоские, как лист бумаги: таковы особенности жанра. Потому в Америке всегда оценивают очередной эпизод «звездной» саги именно с точки зрения соответствия «формату «Звездных войн». Это, кстати, касается и отечественных критиков, которым по должности положено знать соответствующий культурный фон.

Впрочем, сколько ни напиши о «Звездных войнах», все будет мало - можно смело предсказать, что и в этот уикенд очередные «Войны» останутся главной темой для разговора. И хотя на этой неделе смельчаков, готовых соперничать с «Пробуждением силы», заметно прибавилось, все они, говоря языком русского шансона, какие-то «мутные фраера» - ни одной новинке нельзя дать однозначную оценку.

В первую очередь патриотически упомянем «Самый лучший день» - новую ленту Жоры Крыжовникова с Дмитрием Нагиевым, Инной Чуриковой, Михаилом Боярским, Ольгой Серябкиной, а также перекочевавшими прямиком из крыжовниковского «Горько!» Яном Цапником и Юлией Александровой. Сюжет - провинциальный любовный треугольник, где между местным гаишником и его возлюбленной, которой он никак не может сделать предложение, вклинивается третья лишняя в лице заезжей поп-звезды. Жанр, по определению самого Жоры, - «караоке-комедия», критики говорят о воскрешении традиций Ивана Пырьева и «Кубанских казаков», хотя логичнее было бы вспомнить Константина Бромберга и «Чародеев». Отзывы - скорее смешанные, чем положительные. Некоторые говорят даже о творческой неудаче Крыжовникова, но так, что критика скорее походит на похвалу. Так что пока о фильме можно определенно сказать лишь одно - это не «Горько!-3» и даже не «Горько: перезагрузка», хотя действие и происходит все в тех же урюпинских местах.

Неясны и перспективы мультфильма «Маленький принц», вольной экранизации одноименной повести Сент-Экзюпери. Если ориентироваться только на критику и зрительские рейтинги, дела у «Маленького принца» просто блеск. Однако, судя по кассовым сборам, все обстоит далеко не так радужно. Где-то этот фильм произвел настоящий фурор (в Бразилии он стал первым неамериканским мультиком - лидером проката), а где-то его встретили с заметной прохладцей (во Франции - формальной родине картины). То, что американская премьера «Маленького принца» чуть ли не через год после европейской (хотя поставил мультфильм режиссер «Панды Кунг-фу» Марк Осборн, а озвучили - Джеймс Франко, Марийон Котийар, Джефф Бриджес и Бенисио Дель Торо), тоже к плюсам не отнесешь.

Те, кто следят за традиционным для Голливуда зимним видом спорта - гонкой за «Оскарами», вряд ли пропустят мультфильм «Снупи и мелочь пузатая в кино». Номинаций на «Оскар» еще не объявляли, но на «Золотой Глобус» как лучшую анимационную ленту «Снупи» уже выдвинули. Конечно, скептики вспомнят «Симпсонов в кино», которых тоже выдвигали и на «Золотой Глобус», и на «Оскар», но которые заслуживали этого лишь постольку, поскольку основывались на культовом мультсериале. С этой лентой ситуация аналогичная - есть серия популярных комиксов про необычного пса Снупи (необычного, потому что это пес-летчик) и его друга, мальчика Чарли Брауна, есть снятый по комиксам популярный мультсериал «Мелочь пузатая», сейчас дошла очередь до фильма. В такой ситуации от режиссера требовалось (как и от съемочной группы того же «Пробуждения силы») просто технично следовать наработанному канону, что и было успешно проделано.

Откуда-то из голливудских закромов неожиданно выплыл римейк культового детектива Кэтрин Бигелоу «На гребне волны». У нас его премьера состоится почти одновременно с американской, но на месяц позже китайской, что неожиданно - американцы редко начинают прокат своих лент с Китая. Вообще в этом проекте удивляет многое. Постановщиком стал Эриксон Кор, очень известный оператор (в этом качестве он снимал «Форсаж» и «Расплату»), но далеко не столь опытный режиссер. Главные роли исполняют Люк Брейси, Эдгар Рамирес и Тереза Палмер, которых, как к ним ни относись, трудно назвать голливудскими звездами первого эшелона. А между тем это римейк по-настоящему культового фильма, да еще с заявленным бюджетом в 100 миллионов долларов! В нашей стране со времен «оголтелого многокартинья» так отмывали деньги, но в Голливуде…

В общем, в последний уикенд нас ждет встреча с фильмами, которым трудно дать однозначную оценку. При этом ни один из них к так называемому «странному кино» (как иногда именуют особо упоротый артхаус) не отнесешь. Здесь-то как раз все ясно - и с жанрами, и с сюжетами, и с героями. Но вот пепел мы найдем или алмаз? Неизвестно.

Алексей ГУЛЯНИН