На прошлой неделе был наконец-то опубликован список номинантов на российскую национальную кинопремию «Ника». Однако слишком поздние сроки - не единственная проблема «Ники». Секрет Полишинеля, что ее соперничество с другой подобной премией, «Золотым орлом», замешано на личной неприязни отцов-основателей. Это, в принципе, не так уж плохо для искусства, но лишь когда взаимная нелюбовь замешана на противоположных художественных кредо.

Проведем простой анализ - сравним список в категории «Лучший фильм» у «Золотого орла» и «Ники». Единственное отличие - плюс «Страна ОЗ» у «Ники». В общем списке номинантов эта тенденция выражена еще более ярко. Единственный фильм, представленный в главных номинациях «Золотого орла», но отсутствующий в «Нике» - «Призрак». Зато у «Ники» нашлось место (помимо «Страны ОЗ») и для «Ангелов революции», и для «Орлеана», и для «Под электрическими облаками» и еще для нескольких важных картин прошлого года.

Казалось бы, за это «Нику» можно только похвалить. Но, скажите, в чем тогда состояла процедура отбора? Сколько ни критикуй «Золотого орла» за игнорирование «Ангелов революции», но за этим видна четко выраженная художественная позиция с ориентацией на классические представления о кинематографии. По крайней мере, это придает «Золотому орлу» собственное лицо.

А каково лицо «Ники»? Увы, вместо него - сплошная мозаика: создается впечатление, что список ее номинантов составлялся из принципа «как бы никого не позабыть и не обидеть». Я могу допустить, что мое представление о «Стране ОЗ» как самом переоцененном российском фильме прошлого года ошибочно. Однако противоположное мнение должно основываться на особой художественной позиции, а не только на том, что «Страна ОЗ» получила приз на «Кинотавре». А в рамках этой особой позиции трудно понять, например, выдвижение на главную «Нику» чисто классического «Конца прекрасной эпохи».

По-русски такой подход именуется «всем сестрам по серьгам». У него много достоинств, но один-единственный его недостаток их перевешивает - он не позволяет задать ясный художественный ориентир для дальнейшего развития. «Всем сестрам по серьгам» раздают при вручении официальных государственных наград, но они служат совсем иной цели - поддержке культуры в целом. «Ника» - отнюдь не официоз. Излишняя корректность совсем не добавляет ей авторитета, особенно при таком сильном конкуренте, каким с каждым годом становится «Золотой орел».

Впрочем, номинации - это только первое слово; последнее будет сказано 1 апреля, когда будут объявлены победители и когда станет окончательно ясно, насколько оригинальным является художественное кредо «Ники».

На сегодняшний момент эта премия - единственное крупное событие российского кинопроцесса, в остальном же - тишь, гладь и божья благодать. Это же касается и новых картин отечественного проката. Единственный (с натяжкой) блокбастер - боевик «Падение Лондона», сиквел «Падения Олимпа» Антуана Фукуа.

Фукуа нашли неожиданную замену в лице иранца Бабака Наджафи (между прочим, лауреата Берлинского кинофестиваля). В ролях - уже знакомые по «Олимпу» Джерард Батлер, Аарон Экхарт и Морган Фримэн. Оригинальностью не блещет и сценарий. Разница - в «Олимпе» террористы разносили в пух и прах Белый дом, здесь проделывают то же самое с официальными резиденциями Лондона.

В целом отзывы на «Падение Лондона» разные. Но если заранее приготовиться смотреть «геополитический трэш» (выражение одного из рецензентов), фильтруя неизбежный пафос, от ленты вполне можно получить удовольствие.

Режиссер «Падения Олимпа» Антуан Фукуа сейчас занят римейком «Великолепной семерки». Пока же вниманию зрителя предлагается другой вестерн, «Джейн берет ружье», о домохозяйке с Дикого Запада, взявшейся за дробовик, чтобы спасти себя, мужа и семью от бандитов. Режиссер ленты Гэвин О’Коннор прославился фильмом «Воин», где показал себя в первую очередь как блестящий мастер работы с актерами. Поэтому «Джейн берет ружье» предназначен не столько любителям вестерна, сколько фанатам Натали Портман, сыгравшей в ленте главную роль и выступившей в качестве ее продюсера.

И наоборот, атмосферный триллер «Незваные гости» - фильм именно для поклонников жанра, так как единственный его неоспоримый плюс заключается в свежей сюжетной идее, ранее вроде бы не встречавшейся. В жилище страдающей фобией открытого пространства и потому не выходящей на улицу девушки вторгаются преступники - сможет ли она ради спасения жизни преодолеть свой иррациональный страх?

Российская часть премьер представлена мультфильмом «Смешарики. Легенда о золотом драконе» и фантастической комедией «СуперБобровы». Что касается «Смешариков», все ясно - сделанная исключительно для детей экранизация детского мультсериала, какие-то комментарии излишни.

«СуперБобровы» - более специфическое зрелище, рассказ об обычной семье, все представители которой разом приобрели сверхспособности. Вообще-то попытки пересадить на русский чернозем американскую супергеройскую кукурузу всегда проваливались с треском. Однако «СуперБобровы» интересны как пародийная интерпретация этой идеи. Актеры там хорошие: Павел Деревянко, Оксана Акиньшина, Владимир Толоконников, Роман Мадянов, Ирина Пегова, режиссер тоже неплохой - Дмитрий Дьяченко, известный по сериалу «Кухня». А вдруг на этот раз что-нибудь да получится?

Алексей ГУЛЯНИН