Майские праздники - это 1 Мая, 9 Мая и все, что между ними. Майские праздники для синефила - это еще и Каннский кинофестиваль.

Фестивали в Канне были разными - интригующими, скандальными, этапными для кино и киноиндустрии… чего греха таить, иногда и откровенно скучными! Но на этот раз скучать не придется. Залог тому - не только конкурсная программа (по отзывам обозревателей, исключительно интересная), но и имя председателя жюри. Им стал австралиец Джордж Миллер, когда-то давно снявший классического «Безумного Макса», а в прошлом году потрясший не только зрителей, но и критиков невероятно энергичным и изобретательным римейком своей ленты. Несколько примеров «Золотых пальмовых ветвей» Канна, врученных такими же «неоднозначными» председателями. Роман Поланский - «Бартон Финк» Джоэла и Этана Коэнов; Клинт Иствуд - «Криминальное чтиво»; Люк Бессон - «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера; Стивен Спилберг - «Жизнь Адель» Абдулатифа Кешиша.

Кстати, одно время председательствовать в жюри приглашали и выдающихся представителей «параллельного» для кино жанра - писателей. Их выбор тоже бывал прозорлив. Жорж Сименон - «Сладкая жизнь» Федерико Феллини; Мигель Анхель Астуриас - «Военно-полевой госпиталь» Роберта Олтмена; Теннеси Уильямс - «Таксист» Мартина Скорсезе; Франсуаза Саган - «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Копполы; Уильям Стайрон - «Легенда о Нарайяме» Сехэя Имамуры. В последние тридцать лет эта традиция прервалась - не потому ли среди призеров Канна стало больше случайных картин? Впрочем, быть может, это оттого что раньше было просто легче снимать шедевры…

О том, какие ленты станут в Канне лучшими, мы узнаем 22 мая. Теперь же от дел фестивальных перейдем к делам прокатным. На этой неделе нас ожидает встреча с пятью новыми картинами - «Angry Birds в кино», «Голограмма для короля», «Любовь не по размеру», «Черные праздники» и «Такой же предатель, как и мы».

О режиссерах «Angry Birds в кино» Клэе Кейтисе и Фергале Рэйли ничего нельзя сказать из-за их полной неизвестности (продюсеры нашли их на анимационных студиях, где те занимались раскадровками и компьютерными спецэффектами). Сценарист картины Джон Витти - автор драматургии сериалов «Офис», «Симпсоны» и «Царь горы», но не сказать чтобы звезда первой величины. Разгадка такого скромного состава съемочной группы проста. На проект были взяты кинодеятели, которые не только сознательно, но и бессознательно не проявят какой-либо оригинальности, могущей оскорбить фанатов легшей в основу фильма игры. Результат - дистиллированное развлечение без малейшей нагрузки для мозговых извилин: впрочем, для потенциального кинохита это, скорее, достоинство, чем недостаток.

Противоположная ситуация с комедийной драмой «Голограмма для короля». Фильм рассказывает о приключениях - забавных и не очень - американского бизнесмена, поехавшего в Саудовскую Аравию заключать многомиллионный контракт (для чего ему нужно получить аудиенцию у короля) и оказавшегося там в самый разгар Арабской весны. Несмотря на режиссера Тома Тыквера («Парфюмер») и исполнителя главной роли Тома Хэнкса, это отнюдь не блокбастер, а совсем иной фрукт. Думаю, любой из нас хотя бы раз в жизни смотрел какой-нибудь американский «независимый» фильм, где каждый кадр вопиет: «Мы из США, но никакой не Голливуд!!!». Так вот, «Голограмма для короля» - как раз такой «не Голливуд», только с Томом Хэнксом.

«Любовь не по размеру» - французская романтическая комедия из тех, что лучше всего удаются именно французам. Лоран Тирар, сценарист и режиссер кинодилогии о Маленьком Николя, представляет историю о девушке, повстречавшей идеального мужчину, но с одним существенным недостатком - он лишь метр ростом. В главной мужской роли - Жан Дюжарден («Агент 117», «Артист»).

Современная реинкарнация культовых «Баек из склепа» - киноальманах «Черные праздники». Состав режиссеров этого сборника достаточно неровный. Из известных имен - Кевин Смит. Основная идея фильма - показать самые знаменитые праздники мира с непраздничной стороны, ну и обыграть в традициях «баечного» черного юмора. Большинству зрителей это пришлось не по душе - рейтинг «Черных праздников» на ведущих кинопорталах крайне посредственный. Критики, однако, отнеслись к задумке гораздо благосклоннее, положительные рецензии с их стороны превалируют.

«Такой же предатель, как и мы» - английская экранизация очень модного ныне среди кинематографистов англичанина Джона Ле Карре. Как и все фильмы по мотивам этого автора, по жанру это шпионский детектив с обязательной «русской темой» и обязательными русскими в качестве отрицательных персонажей. Впрочем, русские плохиши выглядят наголову респектабельнее, чем обычно в западном кино. К тому же играют их (большей частью) наши актеры либо актеры русского происхождения: Григорий Добрыгин, Денис Хорошко, Катя Елизарова, Павел Жайда. Из нерусских имен в актерском составе ленты - Иван Макгрегор, Стеллан Скарсгард, Джереми Нортхэм и Саския Ривз. Сценарий картины написал видный кинодраматург Хуссейн Амини («Драйв»), поставила - Сюзанна Уайт (телесериал «Подпольная империя»). Так что если автоматически фильтровать клюкву, без которой на Западе не обходится ни один фильм на русскую тему, то «Такой же предатель, как и мы» вполне заслуживает внимания.

Геннадий АЛЕШИН