Что означает фраза «Вселенная безгранична, но не бесконечна»? Хороший пример для иллюстрации - так называемая Вселенная «Звездного пути». Зародившаяся аж в 1966 году с выходом на телеэкраны первой новеллы сериала «Стар трек», она за прошедшие полвека разрослась просто-таки до неимоверных масштабов. Несколько телевизионных сериалов, два киносериала, мультипликационный сериал, плюс компьютерные игры, плюс фан-арт - творчество фанатов сериала в диапазоне от иллюстраций до фильмов… Эта Вселенная не бесконечна и одновременно не имеет границ.

Самое свежее ее расширение - «Стартрек: Бесконечность», новая лента фантастической франшизы, выходящая на экраны на этой неделе. Джей Джей Абрамс, чьими стараниями была перезапущена франшиза, на этот раз продюсер. Режиссером стал тайванец Джастин Лин, известный по нескольким «Форсажам». Любопытные изменения произошли в сценарной группе - к ней неожиданно присоединился Саймон Пегг, он же исполнитель одной из главных ролей. В самом фильме все без изменений, как в старые добрые времена - приключения космического корабля «Энтерпрайз» и его команды в далеком будущем в далеком космосе, судя по бюджету (185 миллионов долларов) - вполне масштабные в плане визуальных эффектов.

Тем, кому по каким-то причинам не по нраву франшиза «Стар трек», предлагается другая Вселенная, пусть и не столь популярная, но стремительно увеличивающаяся в размерах и столь же быстро завоевывающая поклонников. «И гаснет свет…» - очередная работа (на этот раз продюсерская) Джеймса Вана. Со времен «Пилы» он успел не только обрести статус «живого классика хоррора», но и обустроить свой великий и ужасный мир.

Новая лента Вана - еще одна (после дилогии «Заклятие») история о призраках в фильмографии кинематографиста. Начался этот проект с немой короткометражки, случайно попавшейся на глаза Вану: обычная комната, абсолютно пустая, в которой горит свет. Но вот свет выключается - и во тьме появляется тень. Эта сценка послужила завязкой сюжета - нечто иррациональное, которое кроется в темноте ночного дома и постепенно приобретает по-настоящему пугающие черты реальной опасности… «И гаснет свет…» стал полнометражным режиссерским дебютом Дэвида Ф. Сандберга, снявшего ту самую короткометражку, вдохновившую Вана. Судя по первым рецензиям, фильм получился не хуже «Заклятия» - хоть и с «семейным» рейтингом PG-13.

Но к самой своеобразной Вселенной относится трагикомедия «Светская жизнь» - это Вселенная Вуди Аллена. 1930-е годы, молодой герой приезжает в Голливуд, стремясь найти работу в кино, и оказывается в самом центре водоворота светской жизни… Сразу вспоминаются «Полночь в Париже» и «Матч-пойнт» - и персонажи, и ситуации в фильмах Аллена зачастую бывают сходными. Но для поклонников его творчества это не недостаток, а скорее достоинство, свидетельство того, что «тот самый Вуди Аллен» (которому уже за 80!) энергии еще не растерял.

Как всегда у Вуди Аллена, в «Светской жизни» снялось целое созвездие именитых актеров: Джесси Айзенберг, Стив Карелл, Кристен Стюарт, Паркер Поузи, Блейк Лайвли. За камерой стоял трехкратный лауреат «Оскара» (впервые - еще за «Апокалипсис сегодня») оператор Витторио Стораро, за свою жизнь успевший поработать чуть ли не со всеми классиками европейского, а отчасти и американского кино. Так что плюсы «Светской жизни» налицо… а минусы? Что ж, и сам Вуди Аллен, и его Вселенная не всем по вкусу и никогда не становятся лидерами проката. Впрочем, поклонники режиссера это прекрасно знают, а некоторые даже относят к достоинствам.

Геннадий АЛЕШИН