Нет? А он-таки появился: на этой неделе начнется широкий прокат одноименного то ли детектива, то ли триллера, то ли фильма ужасов Павла Руминова. Премьерный показ «Дизлайка» - на Выборгском фестивале «Окно в Европу», на «Кинопоиске» - первые зрительские рецензии (все положительные), там же - интервью с Руминовым о лучших слэшерах (фильмах ужасов про маньяков) всех времен и народов… впрочем, все это на самом деле - просто проплаченный информационный шум. А сейчас вкратце о том, что непосредственно относится к качеству «Дизлайка».

«Восьмерых топовых видеоблогеров российского Интернета собрали в роскошном загородном коттедже на одну ночь… Но коттедж оказался ловушкой. Теперь они - участники викторины, устроенной неизвестным маньяком… Каждый неправильный ответ будет стоить жизни одному из них...» В 1939 году были «Десять негритят» Агаты Кристи, в 1987 - экранизация Станислава Говорухина: классика детектива в литературе и в кино. Оригинальности Павла Руминова хватило лишь на то, чтобы без ссылки на источник «передрать» и то, и другое.

Но, может быть, нас ждет оригинальная режиссура? Что ж, чтобы хорошо снимать даже фильмы ужасов, нужно хотя бы разбираться в законах жанра и знать его лучшие образцы. В вышеупомянутом интервью Павел Руминов назвал классическими слэшерами… «Список Шиндлера» и «Приключения Электроника»! Конечно, для какого-нибудь форума или блога - это самое то, но не для статьи на крупнейшем профессиональном ресурсе. Ну как тут не вспомнить другую классику: «Я художник, я так вижу!». Вишенка на торт - актерский ансамбль: для наглядности сравним с говорухинскими «…Негритятами». Там - Абдулов, Кайдановский, Жарков, Зельдин, Друбич, здесь - звезды «Youtube» Мария Вэй и Диана Мелисон. Кто-нибудь еще верит в то, что из «Дизлайка» может получиться что-то путное?

Рассказу о явном аутсайдере так много места отведено неспроста. Подобные фильмы снимают и в США. Но в США никому в голову не придет делать из таких лент (которые так и называют - трэш, мусор) кинособытия. А потом мы удивляемся, почему средняя российская картина - это всегда кот в мешке, и обижаемся, когда наше кино недооценивают за рубежом. Если в качестве ориентира пропагандировать мусор, то все воспринимается как мусор, более того - мусор же будет и воспроизводиться до бесконечности.

Гораздо интереснее этой «Пилы» а ля рюс» другая отечественная новинка - киноальманах «Петербург. Только по любви», новая продюсерская работа Сергея Сельянова. Сельянов - один из немногих российских кинопродюсеров, которые всегда «держат планку»: его фильмы могут не понравиться, но они всегда сделаны как минимум на крепком профессиональном уровне. Еще один несомненный плюс - имена режиссеров (режиссерш?): идея проекта состояла в том, чтобы показать взгляд на жизнь города на Неве самых известных кинематографисток нашей страны, в том числе Ренаты Литвиновой, Оксаны Бычковой и Авдотьи Смирновой. Шедевра не прогнозирую, но внимания «Петербург», безусловно, заслуживает.

Американская картина «Крейсер» посвящена малоизвестному эпизоду Второй мировой войны - потоплению в 1945 году японской подлодкой крейсера «Индианаполис». Как раз перед гибелью этот корабль перевозил атомные бомбы, обрушившиеся впоследствии на Хиросиму и Нагасаки. Великолепный материал для философского боевика по типу «Тонкой красной линии»… наверняка оставшийся втуне: «Крейсер» поставил Марио Ван Пиблз, специалист по производству фильмов негласного разряда «только для афроамериканцев», с соответствующими сюжетами, актерами, музыкой, юмором и сленгом.

На этот раз Ван Пиблзу бог послал большой бюджет - получилась картина со спецэффектами, Анджеем Секулой - постоянным оператором Квентина Тарантино, и известными белыми актерами (Николас Кейдж, Том Сайзмор, Томас Джейн). Но сам фильм - всего лишь о том, как «…живые позавидовали мертвым: палящее солнце и зубы акул, жажда и галлюцинации, безумие и адские муки отчаяния…».

Вот кто действительно знает толк в безумии и адских муках, так это Пол Верховен. Ныне Верховен переехал на ПМЖ из США на историческую родину, в Голландию, и снимает не в Голливуде, а в Европе. Бюджеты уже не те, но вместе с большими деньгами куда-то испарились и многие недостатки «голливудского Верховена».

Его новая лента, эротический триллер «Она», участвовала в конкурсном показе Каннского МКФ, была восторженно встречена критикой, хотя и осталась без призов, и лето спустя оказалась в нашем прокате. В главной роли - великая французская актриса Изабель Юппер.

Юппер могла бы за эту ленту получить каннский приз, если бы там же ранее ее не отмечали уже дважды, за «Виолетту Нозьер» и «Пианистку». Справедливости ради - драматургия картины наверняка покажется знакомой всем, кто интересуется европейским секс-артхаусом последнего двадцатилетия. Впрочем, связка «Юппер+Верховен» гарантирует, что «как» здесь гораздо любопытнее, чем «про что».

Полнометражный мультфильм «Аисты» в США выпускается с прокатным рейтингом PG - что-то типа нашего «6+». Тем не менее после этого мультфильма по крайней мере один щекотливый вопрос у детей точно возникнет: «А меня принесли аисты или заказали в интернет-магазине?» Ведь главные герои этой анимации - те самые аисты, но забывшие свои непосредственные обязанности и работающие курьерами в онлайн-гипермаркете.

В сюжете также фигурирует заброшенная фабрика по производству… детей - ее случайно вновь запустит один из аистов. Более о драматургии распространяться не буду. Замечу лишь, что проект вполне серьезный, целиком произведен в США и, судя по намеку в рекламе (от создателей «Лего. Фильма»), рассматривается как потенциальный претендент на «Оскар».

И наконец, несомненно, самая ожидаемая новинка - «Великолепная семерка» Антуана Фукуа. Со времени своего голливудского дебюта, боевика «Убийцы на замену», Фукуа демонстрирует на редкость стабильный рост мастерства во всех смыслах этого слова. Формально эта лента - римейк классического вестерна Джона Стерджеса, фактически - оригинальное переосмысление классики. Достаточно сказать, что Юлом Бриннером новой «Семерки» стал афроамериканец Дензел Вашингтон, нашлось в ней место и для корейца Ли Бен-Хона, и вообще - за исключением главной сюжетной линии - все остальное в новой ленте основательно переработано.

Интригует, что бюджет «Великолепной семерки» для вестерна очень высок, почти 100 миллионов долларов: несомненный риск и для продюсеров, и для актеров, и для Фукуа. Тем не менее повод для оптимизма есть - Фукуа ни в одном из интервью не называл в числе лучших вестернов, например, «Мальчишник в Вегасе».

Геннадий АЛЕШИН