Писатель, художник, композитор, даже скульптор могут работать «в стол». Обсуждение того, каким тиражом издаются их книги, музыка, сколько стоят их работы, обычно находится на периферии художественной критики. Кинематографист же все время вынужден проверять гармонию замысла алгеброй кассовых сборов, которые являются сильнейшими аргументами при обсуждении достоинств того или иного фильма. Основных слагаемых коммерческого успеха в кино два - национальный и мировой прокат. А поскольку обе новинки проката, «Ледокол» и «Джек Ричер-2: Никогда не возвращайся», создавались с ориентацией в значительной степени на мировой прокат, попутно с рассказом об этих лентах мы попробуем оценить их шансы на мировую популярность.

Николай Хомерики, режиссер фильма «Ледокол», фигура в кинематографе России не самая последняя. Первоначально он работал в артхаусной стилистике - одна из его короткометражек была даже награждена в Канне, затем снял несколько мини-телесериалов (наиболее известный - «Синдром дракона»), а потом взялся за «Ледокол». По россий-ским меркам, это настоящий блокбастер (объявленный бюджет - 10 миллионов долларов), к тому же и самого «блокбастерного» жанра, фильм-катастрофа. В этом, впрочем, и проблема - чтобы дать прибыль, «Ледокол» должен собрать более чем вдвое больше, примерно как «Экипаж» Николая Лебедева. Определенные основания для этого есть. Во-первых, высокая репутация самого Хомерики (пусть даже совершенно неизвестного массовому зрителю), во-вторых, отличный актерский состав - Петр Федоров, Сергей Пускепалис, Анна Михалкова, Александр Яценко, Александр Паль, в-третьих, многоопытная продюсерская группа во главе с Игорем Толстуновым.

Нельзя забывать и о сценаристах - Алексей Онищенко ранее работал над «Экипажем», Андрей Золотарев номинировался на «Золотого орла» за сценарий «Призрака». Исключительно интересен и сам сюжет - попытка скрестить фильм-катастрофу с ностальгической драмой о позднем СССР: в его основу легла история вынужденного дрейфа во льдах Антарктики в 1985 году ледокола «Михаил Сомов». Тем не менее надеяться лишь на российского зрителя с таким бюджетом нельзя. Насколько велики шансы «Ледокола» во всемирном масштабе?

Если взять абстрактный «иностранный фильм», то прокат по всему свету всегда гарантирован артхаусу с репутацией: либо имя режиссера, либо приз крупного международного фестиваля. Потому самые популярные наши кинематографисты в США и Европе, если исключить Тимура Бекмамбетова, - Сокуров и Звягинцев.

«Ледокол» - явно не артхаус, но у него есть другие плюсы. Главную роль играет Петр Федоров, чей «Дуэлянт» был показан на престижном фестивале в Торонто и чей американский прокат - решенное дело. Если «Дуэлянт» пройдет в США успешно (для российского фильма это сборы выше 1 миллиона долларов), то за ним сможет проплыть и «Ледокол». Еще одно «за» - продюсер «Ледокола» Игорь Толстунов был одним из создателей другого успешного фильма-катастрофы «Метро», зарубежные сборы которого были даже выше российских.

В пользу «Ледокола» могут сыграть и привходящие обстоятельства в виде телесериала Ридли Скотта «Террор». «Террор», экранизация романа Дэна Симмонса об арктической экспедиции Джона Франклина, обещает стать одним из главных событий 2017 года - это автоматически поднимет шансы любой ленты на аналогичную тематику.

Для «Ледокола» мировой прокат желателен, но, в принципе, не обязателен - окупить себя можно и за счет России. Наоборот, «Джек Ричер-2: Никогда не возвращайся» снимался с расчетом в первую очередь именно на мировой, а не на родной американский прокат.

Первый «Джек Ричер» был в том числе и попыткой Тома Круза запустить новую франшизу со своим участием («Миссия невыполнима» явно выдыхалась). Прокат США надежд актера не оправдал, зато за их пределами «Джек Ричер» прошел очень успешно. Как раз для зарубежного зрителя, что для Голливуда редкость, и стали снимать продолжение. Видимо, по-этому Кристофера Маккуорри сменил Эдвард Цвик - Цвик работал вместе с Крузом на «Последнем самурае», ставшем хитом также благодаря мировому, а не американскому прокату.

Что ж, попробуем подойти к «Джеку Ричеру-2» с мерками «Ледокола» - насколько он интересен для зарубежного, а именно российского, зрителя? Как ни странно, своими «минусами». Это Том Круз - в России гораздо менее популярный, чем в США, это автор литературной основы Ли Чайлд, хотя и малоизвестный в России, но все же один из лучших детективных авторов США, это жанр («Джек Ричер-2» - детектив, а в лентах такого жанра меньше шансов нарваться на явную тупость, чем в более любимых у нас комедиях и фильмах со спецэффектами), это режиссер Эдвард Цвик - не Спилберг, не Кэмерон и не Тарантино, но в сравнении с Маккуорри - тяжеловес. Приятная новость для тех, кто не видел первой ленты: сиквел помимо главного героя (бывшего военного полицейского Джека Ричера, все время находящего на свою голову различные криминальные неприятности) с первоисточником ничем не связан. «Джек Ричер-2: Никогда не возвращайся» - крепкая качественная работа, образец тех лент, которыми славится Голливуд. Конечно, это не шедевр, но все необходимые ингредиенты хорошего фильма здесь на месте.

Впрочем, если вы все же решите не пойти на «Джека Ричера-2», не переживайте за Тома Круза - в запасе помимо России у него есть Европа, Китай и Япония.

Геннадий АЛЕШИН