Проект «Удивительные люди» - это восемь конкурсантов, которым нужно продемонстрировать свою уникальность. Профессиональную оценку участникам дает главный эксперт передачи - ведущий научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований, кандидат биологических наук Василий Ключарев. Мы попросили его рассказать о поистине фантастических способностях участников шоу и попробовать объяснить их с научной точки зрения.

30 секунд на комментарий

- Василий Андреевич, скажите: почему вы, серьезный ученый, человек, достаточно далекий от каких-либо шоу, согласились принять участие в проекте «Удивительные люди»?

- Да, мой опыт общения с телевидением сводился к различным научным интервью или научно-популярным передачам. Но этот проект дает возможность выйти на массовую аудиторию и рассказать о том, что современной психологии известно о мозге. Идея интерпретировать выступления участников с точки зрения того, как работает их мозг, показалась интересной. Почти всему, что происходит в нашем проекте, есть естественнонаучное объяснение. Было интересно еще и потому, что это такой личный вызов: онлайн объяснять все происходящее на сцене. Для меня это очень необычно и любопытно. Я волновался, думая, что из этого получится. И до сих пор побаиваюсь смотреть на себя на экране.

- Что было самым сложным?

- Соблюсти грань между научным и популярным при объяснении того или иного феномена. Организаторы просили говорить коротко и понятно. Но далеко не все научные термины известны широкой аудитории. И при этом вы упираетесь в некие внутренние рамки, потому что не каждое явление можно объяснить простым языком. Иногда мы с Александром Гуревичем (ведущий передачи «Удивительные люди». - Прим. авт.) беседовали после записи номеров, во время технических остановок. Я ему рассказывал больше, чем говорил во время записи. И в ответ слышал: «Почему же вы это не рассказали в эфире? Это довольно любопытно!» Но мне задали жесткий формат короткого комментария.

Был хороший пример. Человек пытался по компьютерному снимку черепа реконструировать и опознать лица людей. В принципе это возможно. У нас был такой классик - советский антрополог Михаил Герасимов, который в свое время реконструировал облик Ивана Грозного. С точностью на 100 процентов это сделать, конечно, невозможно, но базовые вещи определить можно. У подобных реконструкций есть множество интереснейших примеров и применений в реальной жизни. Но поскольку у меня было всего 30 секунд на комментарий, не было возможности рассказать детально, во всех подробностях, а хотелось бы.

Уникальные способности

- А были такие люди, которые обладают способностями, не объяснимыми с точки зрения современной науки?

- Пока мы не столкнулись ни с чем таким, чего нельзя было бы так или иначе объяснить научно. Правда, был один спорный номер. Я встал на дыбы и сказал, что это невозможно. Мы с коллегами сошлись в том, что там что-то не так. Номер был действительно провокационный.

- А что за номер?

- Человек с черным плотным мешком на голове управлял автомобилем.

- То есть он вообще ничего не видел?

- Да. Он до этого видел карту местности. Но по нюансам - как он себя вел, как аккуратно останавливалась машина в нужных местах - я не верю, что там все прошло без какого-то трюка. Но произвело это колоссальное впечатление! Один из членов жюри ехал рядом c ним и не заметил никакого подвоха…

- Кто еще удивил?

- Были люди с феноменальными способностями. Например, Борис Голик. Мы договорились, что встретимся с ним и даже поисследуем его в нашей лаборатории. У него феноменальная рабочая память, а мы как раз ее изучаем в нашем исследовательском центре. Таких людей, которые могут «задом наперед» проигрывать музыку или произносить слова и фразы на знакомых и незнакомых языках, очень мало. Потому что у большинства из нас очень ограничены объемы рабочей памяти. Запомнить-то мы можем много, но оперировать в данную секунду можем сравнительно маленьким объемом информации.

А Борис одномоментно удерживает большой объем информации и может им манипулировать: запоминать тексты - и тут же переворачивать их наоборот. Обычному человеку такое не под силу. Я поискал исследования на эту тему. Несколько месяцев назад была опубликована интересная научная статья: в Сербии были обнаружены отец и дочь с такими способностями. Авторы утверждают, что это генетические уникальные свойства.

Возможности человека

- Кто еще впечатлил?

- Замечательная девочка Белла Девяткина, которая в четыре года идеально знает семь языков: русский, английский, немецкий, французский, испанский, китайский и арабский. Она еще и читает на них. В принципе, довольно большим количеством языков может овладеть любой, есть рекорды до 40, но не в столь маленьком возрасте. Мы пока с ней не связывались на тему исследований, да и жалко таскать малышку в лабораторию. Как я уже говорил, в подавляющем большинстве ту или иную способность можно объяснить с научной точки зрения. Но когда ты читаешь про подобные свойства человека в научной книге - это одно, а когда перед тобой стоит живой человек, способный запомнить семь тысяч цифр, испытываешь некоторый шок.

Да, я знаю, что подобное возможно. Но выглядит это фантастически: на экране бегут тысячи цифр после запятой числа Пи - и человек может назвать любую в этом объеме из десятков тысяч! В первый момент я даже растерялся. А потом уже объяснял, что действительно это возможно, что можно достичь таких результатов определенными тренингами.

- То есть каждый, используя определенные методики, может это повторить?

- Ну, не любую способность можно развить, конечно. Но если у вас нет проблем с памятью, то это действительно возможно. Мой любимый пример: когда журналист Джошуа Фоер писал книжку про людей с гиперразвитой памятью, он брал у них интервью, и они все утверждали, что у них самая обычная, рядовая память. Он посчитал, что от него что-то скрывают. Как это так: люди запоминают 10 000 цифр и при этом утверждают, что их память ничем не отличается от обычной?

Журналист решил поучаствовать в их соревновании, посмотреть изнутри, какими методами они пользуются. Он начал уделять тренировкам по 20 минут в день - как он утверждает - и в итоге выиграл этот чемпионат, поставив мировой рекорд. Это наглядный пример того, что каждый может развивать свои способности.

- А какую способность вам было легче всего объяснить?

- Способность участника проекта, который, зная дату вашего появления на свет, легко вычисляет, в какой день недели вы родились. Любой день - когда бы это ни было: в прошлом тысячелетии или две недели назад - безошибочно называет. На всех это произвело неизгладимое впечатление. Но поскольку я этот вопрос до этого немного исследовал, то понимал, что это не очень сложно сделать. Такое кажется невозможным, если просто представлять себе толстый календарь. Но там есть определенная система, по которой необходимо проделать от шести до восьми математических операций с датой рождения.

Даже я на бумажке это вычислил бы довольно быстро, а если хорошо потренироваться, то можно делать этот невероятный трюк и на сцене. Это всех потрясло в аудитории, у публики была практически истерика, и мои скромные замечания, что это можно сделать и это не так сложно, как кажется, не произвели никакого впечатления.

Главное открытие

- Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Насколько она справедлива?

- Да, бытует такое мнение, но, мне кажется, каких-то явных доказательств этому нет. Конечно, бывают и многосторонние люди. Мы знаем гениев, которые и писали стихи, и рисовали, и сочиняли музыку. А бывают люди, талантливые только в чем-то одном.

- Но развивать какие-то свои способности тем не менее стоит?

- Исследования показывают, что это небесполезно. Например, исследования билингвов - людей, которые владеют двумя языками в равной мере, - показывают, что они лучше умеют контролировать различные процессы в жизни и в себе. Связано это с тем, что им приходится постоянно переключаться с одного языка на другой, и это требует внутреннего контроля. Считается, что они успешнее. Но надо понимать, что тренировки влияют именно на ту функцию, которую вы тренируете.

- Что бы вы посоветовали всем тренировать в первую очередь?

- Память. Большое открытие психологии и нейробиологии последнего десятилетия в том, что ее можно тренировать и специальными занятиями сильно развить. После 50 лет начинается ухудшение памяти, а такими тренировками можно купировать этот процесс. И очень многим пожилым людям это рекомендуется.

- То есть учить, например, английский язык в 50 лет еще не поздно?

- Да, точно не поздно. Утверждение, что только в детстве можно выучить иностранный язык, - это неправда. Можно учить в любом возрасте. Просто есть периоды, когда все это проще дается. Кстати, в свое время в научных кругах вызвало шок открытие, что можно тренировками, не очень напряженными, останавливать возрастные изменения.

- А вы в себе никаких новых способностей не открыли за время участия в проекте «Удивительные люди»?

- Коллеги, которые сидели рядом со мной, открывали в себе такие способности. Кто-то, например, обнаружил, что он очень легко запоминает лица, имена - не хуже, чем некоторое участники. А я для себя сделал очень хорошее открытие: что в этом проекте все по-честному. На самом деле часто люди, которые со мной сталкиваются, спрашивают меня: «А правда ли там происходит то, что нам показывают?» Доля сомнений всегда ведь есть. Но я авторитетно заявляю: все действительно честно. И, когда участники ошибались, мне было очень жалко, потому что я понимал, что они очень талантливые люди, но что-то просто пошло не так, может, не хватило удачи…

Валерия ШЕЛОВАНОВА (ИА «Столица»)