Некоторое время назад в одном из блогов наткнулся на большой материал, посвященный итогам завершающегося Года кино в России. Автор не стал особо напрягать мозг. Вместо этого по-кавалерийски пробежался по верхам и сделал однозначный вывод: что был Год кино, что не было - разницы абсолютно никакой. Судя по комментариям к этому посту и большому количеству им поделившихся, такое мнение разделяют очень многие.

В этой связи хотелось бы спросить: а что знаменовало бы «успешное завершение Года кино»? Все призы в 2016 году на крупнейших кинофестивалях мира - российским фильмам? Или «первая десятка» отечественного проката - только из наших картин? Или что в 2016-м в России сняли в 10 (20, 30 и т. д.) раз больше лент, чем в 1916-м?

Лично мне кажется, что Год кино был хорош уже тем, что заставил думать о кинематографе не только как о развлечении, но и как об искусстве, обратил внимание публики на фильмы, которыми еще недавно, в принципе, никто не интересовался, кроме страшно далеких от народа кинокритиков. В частности, обширную прессу получил документальный фильм Виталия Манского «В лучах солнца» о жизни Северной Кореи, много писали и о проводимом им фестивале неигрового кино «Артдокфест».

Нельзя не упомянуть и такое беспрецедентное событие, как премьера «Дуэлянта» Алексея Мизгирева на престижнейшем фестивале в Торонто. Ранее ни один наш фильм не удостаивался такой чести. Американский прокат «Дуэлянта» начался как раз в эти дни, и хотя на значительные сборы надеяться не стоит, важен сам факт прорыва в коммерческий прокат США. Пожелаем «Дуэлянту» удачи и обратимся к картинам, премьера которых состоится на этой неделе у нас.

Безусловно, фильм № 1 - «Изгой-один: звездные войны. Истории». Поскольку называть картину «Звездные войны. Эпизод 3,5» было бы чересчур нелепо, маркетологи окрестили его спин-оффом к «Звездным войнам», хотя на самом деле это «промежуточный» (идущий по хронологии между третьим и четвертым эпизодами) приквел.

Сюжет - традиционная пустышка: повстанцы что-то там чрезвычайно секретное пытаются своровать у Империи, в бой вступает Дарт Вейдер, но драматургию разрабатывали Крис Вайц (киносериал «Американский пирог») и Тони Гилрой (тетралогия о Борне), снял же ее Гарет Эдвардс («Монстры», «Годзилла»). Есть надежда, что их усилиями «звездная» франшиза обретет новое дыхание, если же нет - 200-миллионный бюджет гарантирует потрясающие спецэффекты.

Коллега «Дуэлянта» по премьере в Торонто - «Дары смерти», фильм ужасов культового австралийца Шона Бирна. Сценарий столь же вторичен, что и у новых «Звездных войн» (художник создает иллюстрации, становящиеся порталом между нашим миром и миром монстров - вспомним хотя бы «Ужастики»!), но в рамках жанра это вполне допустимо. Во всяком случае, легендарной «Металлике» так понравился проект, что она бесплатно предоставила для его саундтрека одну из своих песен, критики в большинстве также отнеслись к «Дарам смерти» положительно.

Судя по фильмам Николаса Кейджа в веке двадцать первом, он решил поставить уникальный эксперимент: в скольких плохих картинах он должен сняться, чтобы в Голливуде стать «персоной нон грата»? Совсем недавно был «Крейсер», на этот раз - «Миссия: неадекватна»: Кейдж здесь играет параноика-американца, почему-то решившего, что новость об убийстве Бен Ладена - фэйк, и отправившегося в Пакистан, чтобы найти якобы живого «террориста № 1» и лично его укокошить. Режиссер на этот раз попался Кейджу относительно неплохой, Ларри Чарлз (он снимал основные кинохиты с Сашой Бароном Коэном), но на судьбу «Миссии» это не повлияло: как и «Крейсер», в США она выходит прямо на видео.

Если бы актерский состав был единственным слагаемым кассового успеха, драма «Призрачная красота» наверняка сорвала бы банк. Уилл Смит, Эдвард Нортон, Кейт Уинслет, Хелен Миррен, Кира Найтли, Наоми Харрис… уф-ф-ф! Видимо, продюсеры тоже так считали и подгадали премьеру под конец года, с прицелом на «Оскар».

Сюжет потенциально вполне оскароносный: главный герой после внезапной смерти дочери впадает в душевный кризис, его друзья пускаются во все тяжкие, чтобы вывести товарища из депрессии. Необходимые экзистенциально-философские финтифлюшки прилагаются, да и режиссер неплохой, Дэвид Фрэнкел («Дьявол носит Prada»). Однако сейчас аналитики резко «сдали назад»: по их оценкам, не только никакой «Оскар» «Призрачной красоте» не грозит, но она вообще едва ли отобьет свой бюджет. Рейтинги первых зрителей с таким мнением вполне в ладу. Первый претендент на роль козла отпущения - сценарист Алан Лоб: чего еще ожидать от человека, чьим лучшим фильмом была комедия с Адамом Сэндлером! Впрочем, широкий прокат «Призрачной красоты» в США еще только-только начался - может, все и образуется.

Отечественное кино на этой неделе представлено необычно. «Городские птички» и «Любовь не за горами» - дебютные ленты, причем не только для режиссеров, но и для большинства участников съемочной группы. Соответственно, и звезд здесь тоже нет (разве что в «Любви…» самого себя сыграл Николай Валуев). Этим сходство двух картин не ограничивается, они и по жанру похожи: обе - мелодрамы.

В первом случае это трагикомедия о трех одиноких подругах, пытающихся найти свою любовь, во втором - просто комедия о москвиче, заочно влюбившемся в девушку из соцсети и, когда та внезапно заблокировала свою страницу, отправившемся разыскивать потерю по месту ее жительства, на Кавказ.

Едва ли эти картины станут событиями в российском кино, здесь важно другое: даже если ты молодой режиссер-дебютант, ты можешь надеяться на общероссийский прокат. В конце концов, «На последнем дыхании» тоже было снято дебютантом Жаном-Люком Годаром с никому не известным тогда Жаном-Полем Бельмондо!

Геннадий АЛЕШИН