Несколько дней назад Американская академия наконец-то объявила список номинантов на премию «Оскар»: 2016 год в кино закончился календарно, теперь он начинает заканчиваться и по факту.

Как и ожидалось, триумфатором по количеству номинаций стал мюзикл «Ла-ла Ленд» - их у него четырнадцать, столько же, сколько было когда-то у «Титаника». Киноакадемия любит мюзиклы и с неизменным постоянством их номинирует и награждает, хотя обычно сразу после награждения о существовании этих фильмов немедленно забывают даже самые дотошные кинокритики. Однако в этом случае академиков вовсе не хочется упрекать, и вот почему.

Прошлогоднее вручение ознаменовалось нашумевшей интернет-кампанией с хэштегом «Оскартакойбелый»: видные деятели современного афроамериканского Возрождения возмущались, почему в списке номинантов так мало представителей их расы. В США преступление против политкорректности по степени тяжести «котируется» наряду с государственной изменой (почему такая волна критики и обрушилась из СМИ на Трампа). К этому прислушались.

В результате уже в категории «Лучший фильм» мы видим «Лунный свет» - о ЛБГТ-афроамериканцах, 8 номинаций, «Ограды» - о жизни бывшего бейсболиста-негра, 4, «Скрытые фигуры» - о темнокожих математиках, работавших в НАСА, 3, плюс «Манчестер у моря», где почти нет черных героев, но который продюсировала афроамериканка и у которого 8 номинаций.

Остальные афроамериканские номинации рассыпаны по всему списку - например, в номинации «Лучшая женская роль» мы находим Рут Негга из мело-драмы «Лавинг» о межрасовом браке времен расовой дискриминации в США. Поскольку все остальные номинантки - белые Изабель Юппер, Эмма Стоун, Мэрил Стрип, Натали Портман, а больше никаких номинаций у «Лавинга» нет, то ее туда явно запихнули для «галочки».

В таких обстоятельствах многократное выдвижение (думаю, будет и награждение!) «Ла-ла Ленда» - единственный способ для Академии избежать «Оскартакойбелый-2»: когда американские академики награждают мюзиклы, никто не задает никаких вопросов.

С этого ракурса понятным выглядит и полное отсутствие в списках номинантов «Дэдпула», которому прогнозировали попадание в число лучших фильмов прошедшего года: в условиях нашествия негров ему просто не хватило места.

Если же забыть про пятьдесят оттенков черно-белого на «Оскаре», то порадовало выдвижение «Прибытия» - 8 номинаций, и «По соображениям совести» - 6. В первом случае реабилитацией жанра. «Прибытие» - это фантастика, а значит, в будущем вероятно появление и других серьезных, а не комиксовых, фантастических лент. Во втором - реабилитацией Мела Гибсона после нескольких лет остракизма: его наконец-то вновь допустили в высшую голливудскую лигу, к тому же выдвинув на «Оскара» за режиссуру.

На фоне «оскаровского» ажиотажа как-то незаметно прошла новость о вручении 27 января «Золотого орла»: на звание лучшего российского фильма претендуют «Дуэлянт», «Экипаж», «Рай», «Ледокол» и «Коллектор». Видимо, премия переживает не лучшие времена - вручать на этот раз будут не в концертном зале, а в первом павильоне «Мосфильма». Да и список номинантов выглядит, как будто его составляли «методом тыка». У «Коллектора» из других номинаций - только за сценарий, «Ледокол» и вовсе появляется лишь в технических номинациях.

Ну а теперь о том, что нового ждет нас в кинотеатрах. Из фильмов-номинантов только «Молчание», историческая драма Мартина Скорсезе с Эндрю Гарфилдом, Лиамом Нисоном и Адамом Драйвером о жизни христиан в средневековой Японии, по одноименному роману Сюсаке Эндо. Скорсезе много лет примеривался к этому проекту, и для самого режиссера это очень значимый фильм.

Номинировали «Молчание», правда, только за операторскую работу. В качестве основной причины чаще всего ссылаются на слишком позднюю премьеру «Молчания» - мол, академики просто не успели его посмотреть, однако возможны и другие версии. Например, вспомнили скандал с «Последним искушением Христа» того же Скорсезе и решили не рисковать, или просто «Молчанию» (как и «Дэдпулу») не хватило номинаций, тем более что Гарфилда уже выдвинули, но за другой фильм - «По соображениям совести».

Новым крупнобюджетным проектом после недавнего «Викинга» разродилась российская киноиндустрия - на экраны выходит «Притяжение» Федора Бондарчука, фантастическая лента о приземлении «тарелки» инопланетян в Чертанове. Основной упор там на сюжет и визуальные эффекты, хотя в роли второго плана и засветился сам Олег Меньшиков.

Вполне возможно, что «Притяжение» и неплохая вещь, но у него другая проблема - медийное соседство с восьмикратным «оскаровским» номинантом «Прибытие». Сравнений - не избежать, тем более что первыми на фильм как раз и пойдут любители фантастики: сможет ли это выдержать бондарчуковская картина?

Любителям поностальгировать по старому доброму французскому кино - комедия «Семейное ограбление» со старым добрым (68 лет!) Жаном Рено в роли международного афериста, решившего ввести в дело своих дочек, которых не видел много-много лет. На Рено «Семейное ограбление» и держится. Впрочем, это актер такого масштаба, что вполне способен вытащить на себе и гораздо более масштабные проекты.

И специально для детей еще одна французская картина, мультфильм «Балерина». Формально по сюжету «Балерина» - повторение старой советской ленты «Москва, любовь моя» с Олегом Видовым и Комаки Курихарой. Однако говорить о «римейке» категорически не хочется - уж слишком чудовищным был в том фильме сценарий.

Если говорить в категориях римейка, то создатели «Балерины» японскую танцовщицу сделали французской сироткой, перенесли действие из Москвы 1970-х в Париж 1870-х и вышвырнули из сценария (и слава богу!) лейкемию и прочие неизлечимые хвори - палочку-выручалочку плохого драматурга. Сентиментальность, правда, никуда не делась, и потому мальчикам «Балерина» может не понравиться, но она и снималась не для них.

Геннадий АЛЕШИН