Писатель Дмитрий Глуховский, завоевавший симпатии читателей серией постапокалиптических романов «Метро», где действие происходит в не очень отдаленном, но будущем, два года назад неожиданно выпустил в свет роман «Текст». В нем все описанное происходит в наши дни. Роман получился настолько захватывающим, что стал бестселлером - его уже переводят на 30 языков мира. По этой книге в одном из ведущих столичных театров был поставлен спектакль, а теперь снимают фильм. За экранизацию взялись две серьезные компании: видеосервис «Start» и кинокомпания «Централ Партнершип» (входит в «Газпром-Медиа»). В режиссерском кресле - Клим Шипенко, прославившийся кинолентой «Салют-7». В главных ролях - Александр Петров, Иван Янковский, Кристина Асмус, Виталий Хаев и другие известные актеры.

Окно в чужую жизнь

Действие происходит в современной Москве. Главный герой, 27-летний Илья Горюнов (его играет Александр Петров), бывший студент-филолог, семь лет отсидел в тюрьме по ложному обвинению в распространении наркотиков (их ему подбросили в одном из ночных клубов столицы). С помощь социальных сетей он находит страницу Петра Хазина (эта роль досталась Ивану Янковскому), который и отправил его за решетку, подкинув наркотики. Видя на фотографиях довольное лицо человека, сломавшего ему жизнь, герой решает отомстить.

Совершенно случайно у Горюнова оказывается телефон его обидчика с доступом к фотографиям и видео, переписке с родителями и любимой девушкой Ниной (эту роль исполняет Кристина Асмус), к странным переговорам с коллегами (Хазин по сюжету работает в службе, которая борется с теми, кто распространяет наркотики). Теперь Илья, выдавая себя за Петра, может разыграть свою программу мести….

- Я сразу согласился на работу с этим фильмом, не раздумывая, - сказал нам режиссер Клим Шипенко. - Прочел сценарий, мне понравился материал. Потом прочел и само произведение - и понял, как можно доработать этот сценарий и снять фильм.

Треугольник судьбы

Кастинг на главные мужские роли был недолгим. Режиссер с самого начала примерно представлял, кто бы мог сыграть героев романа.

- Мы достаточно быстро определились с Сашей Петровым, и он сразу согласился, - продолжает Шипенко. - Иван Янковский тоже был первым нашим выбором, на роль Петра Хазина мы никого другого даже не рассматривали - я, еще когда читал сценарий, понял, что этого персонажа должен сыграть только он.

Для Ивана тоже проблема выбора не стояла.

- Мне дико понравился сценарий - не помню, чтобы что-то подобное у нас в стране видел, - рассказал он. - Очень захотелось сыграть именно Петю. И хотя я не раз заявлял, что мне не интересно играть мажоров в кашемировых пальто и дорогих часах, и раньше от таких предложений всегда отказывался, но тут совершенно иной случай. И в том, что мне предстоит сыграть отрицательного персонажа, не вижу ничего плохого: ведь все, чьим мнением я дорожу, прекрасно знают, что в жизни я совсем другой!

Главную женскую роль, как уже сказано, отдали Кристине Асмус. Примечательно, что спектакль по роману «Текст» был поставлен на сцене Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой, и Асмус играет в нем именно Нину - как и сейчас в фильме.

- Кристина убедительно прошла пробы, - поясняет Клим Шипенко. - Никакой связи со спектаклем тут нет - наоборот, я достаточно спокойно отнесся к тому, что она в нем занята. Но то, что я увидел на пробах, убедило, что эту роль надо отдать именно ей.

Кстати, половина людей, занятых в эпизодах, - не актеры. Это было одной из сложных задач для режиссера: поместить героев в реальную атмосферу сегодняшнего города, чтобы главные персонажи взаимодействовали с обычными людьми, которых можно встретить на улице, - таких, как мы с вами.

Автора «Метро» отправили в метро

Небольшая роль досталась и автору произведения и сценария - Дмитрию Глуховскому.

Александр Петров и Дмитрий Глуховский на съемках «Текста».

- Там есть эпизод, когда главный герой, Илья Горюнов, едет в метро, смотрит в телефон, а рядом с ним находится пассажир, который заинтересованно вглядывается в экран смартфона - рассказывает режиссер. - Мне показалось, что будет интересно и в каком-то смысле даже символично, если эту маленькую роль сыграет автор, который в этой сцене как бы встречает в жизни героя своего романа.

Чтобы осуществить эту идею, режиссеру пришлось убеждать писателя.

- Честно говоря, я и не думал появляться в кадре, но Клим уговорил, - признался нам Дмитрий Глуховский. - Сказал мне, что фильм будет неполным без камео автора (камео - эпизодическая роль, часто автобиографическая, которую играет известный человек. - Прим. авт.). Играю я не совсем себя, а просто случайного человека - в книге есть такая сцена. И Клим сказал: «Ну, это же метро! Кто, как не ты?!» (Шипенко тут явно имел в виду, что Дмитрий Глуховский - автор бестселлеров «Метро». - Прим. авт.). И я понял: да, этот крест - мой, надо нести...

Эпизод - казалось бы, простой - оказалось достаточно сложно снять технически, так как действие происходит в метро, в толчее, где большинство людей - обычные пассажиры. Но съемочная группа справилась с этой задачей.

Скрытой камерой

Как рассказывает режиссер, именно погружение в окружающую реальность и было самой трудной - с технической стороны - задачей.

- Мы снимали в живых условиях, - поясняет Шипенко. - Вокруг ходило пятьсот обычных людей, не из массовки, а камеру мы прятали в сумочку - как будто несем собачку. Мы работали на центральных площадях, в метро, в электричках, на вокзалах... При этом Сашу Петрова, который сейчас самый известный актер в России, все узнавали, подходили фотографироваться, брать автографы… Люди же не видели, что мы снимаем кино. Приходилось делать много дублей. Так что да, мы работали без массовки, погружали актеров в реальную атмосферу наших дней, пытались именно в ней сделать то, что нам нужно. Пошли на это в силу концепции - стремясь максимально приблизить нашу историю с очень жесткой драматургией к реальности.

На Мальдивы ради фото в телефоне

Съемки фильма проходят в Москве, а также в подмосковном Дзержинском. И еще немного - на Мальдивских островах. На время съемочной группе вместе с Иваном Янковским и Кристиной Асмус пришлось переместиться в жаркие края.

- На самом деле мы работали на островах лишь несколько дней, - рассказал нам Шипенко. - Там были сняты сцены, которые главный герой видит в чужом телефоне. Он смотрит, как человек отдыхал, любил, веселился в каком-то райском месте, - а он при этом сидит в занюханном подъезде, докуривает окурки... Это было необходимо для контраста. Мы снимали все сцены на телефон, поэтому сложной аппаратуры не было, и каких-то проблем не возникло. Конечно, прилетать в такие райские места и большую часть времени проводить за работой - жестокое издевательство над собой. Но, как говорится, искусство требует жертв! (Смеется.)

Ну держись, Саша Петров!

А Александр Петров признается, что самое трудное для него на съемках - не вносить никакой отсебятины.

- С Климом Шипенко мы договорились «на берегу», что все будет максимально просто, - рассказал нам Саша. - Он перевернул мое сознание уже тем, что принял предложение снимать эту картину. Не забывайте: он же перед этим снимал «Салют-7», где сложнейшая компьютерная графика, и получил за него множество наград! У меня тоже был опыт съемок в дорогостоящем масштабном кино. А здесь нужно просто снять то, что есть, - без всяких тебе спецэффектов. Тут история - простая и сильная в смысле драматургии - сама по себе работает. И, наверное, самое сложное для меня было как раз ничего не придумывать. Я же всегда стараюсь что-то придумать, привнести в образ героя какие-то штрихи, какие-то действия, не записанные в сценарии. Но в этот раз нужно себя на каждом шагу сдерживать и идти за режиссером, не задавая лишних вопросов… Как мне кажется, я давно в нашем кино не видел таких историй - простых, без перенесения в другое время или в другое тело, не связанных с сюжетами мировых блокбастеров. Но и не встречал ни одного человека, который, прочитав роман «Текст», сказал бы: «Ой, да ну, какая-то ерунда!». Книга действительно очень сильная, и на всех нас лежит большая ответственность, чтобы этот роман не испортить, не подвести автора и его книгу. Но мы постараемся…