Уже семь лет на Первом канале выходит сериал, главный герой которого - лучший сыщик Советского Союза майор милиции Иван Черкасов (в исполнении сурового, но неотразимо харизматичного Андрея Смолякова). Он раскрывает запутанные преступления, которые наводят ужас на столицу, а порой и на всю страну. Предыдущие сезоны назывались «Мосгаз», «Палач», «Паук», «Шакал» и «Операция «Сатана». Новый шестой сезон будет именоваться «Формула мести». В телеэфире он появится не раньше осени. Нам удалось узнать некоторые подробности съемок.

Агата Кристи и спойлер

Действие фильма происходит в 1976 году. Впервые Иван Черкасов сталкивается с врагом не как с конкретным человеком, а как с явлением, и имя ему - наркотическая зависимость. Некое вещество, которое ученые разрабатывали как лекарство, попало в руки преступников и распространяется как пагубное зелье. Задача майора милиции остается прежней: распутать это невероятно сложное дело и поймать злоумышленников.

- Наш фильм по сюжету немного напоминает детектив Агаты Кристи «Убийство в «Восточном экспрессе», - поясняет режиссер Сергей Коротаев. - Многие события происходят в подъезде дома работников искусств. На каждом этаже живут разные герои. Если представить этот дом как вагон, а квартиры - как разные купе, то эта аналогия в каком-то смысле вполне уместна. И Черкасов путешествует между этажами, встречается с разными героями. Один из них является злодеем. Дам вам для интриги небольшой спойлер: зрители увидят главный отрицательный персонаж еще в начале фильма, но по закону жанра узнают о том, что это был именно он, в самом конце…

Как утверждают создатели проекта, вся история - художественный вымысел. Однако он основан на реальной ситуации, которая имела место в то историческое время.

Герои на подбор

Сезон хоть и новый, но многие герои и актеры те же. Об Андрее Смолякове, который играет майора Черкасова, мы уже сказали. В роли его главной помощницы в расследовании громких дел криминалиста Сони Тимофеевой зрители вновь увидят Марину Александрову. Вместе со своими персонажами останутся также Алексей Бардуков, Юрий Чурсин, Александр Голубев, некоторые другие актеры и актрисы. Правда, будут и новички: впервые в этом фильме появятся, в частности, Сергей Гармаш, Евгения Крюкова, Сергей Степанченко, Светлана Немоляева, Александр Лазарев-младший, Алексей Барабаш, Александра Куликова, Дмитрий Астрахан, Евгений Перевалов.

Юрий Чурсин прогуливается по Москве 70-х годов.

- Мы еще на этапе работы над сценарием представляли, кого и на какие роли будем приглашать, - говорит режиссер. - Например, у нас есть уже немолодой герой по фамилии Бузырев, который ходит делать массаж жильцам элитного дома. Он один из самых драматичных персонажей, очень сложный человек с душевными метаниями и непростой судьбой… И я с самого начала понимал, что лучше, чем Сергей Гармаш, эту роль никто не сыграет. И был очень рад, когда Сергей Леонидович согласился.

Машина времени - компьютер

Эпоха 70-х годов воссоздается в сериале очень тщательно. Кабинеты сотрудников МУРа, как и в прошлых сезонах, размещены в помещениях биологического факультета МГУ. Но предстоит и большой объем компьютерной графики, в том числе так называемой зачистки. Ведь современная столица не очень похожа на Москву 70-х.

- Большая и сложная съемка была у нас на Таганке недалеко от знаменитого театра, - рассказывает режиссер. - Мы там снимали и дневную сцену, и ночную. Перекрыли три улицы, художники-декораторы постарались своими силами, насколько это возможно, превратить их в улицы 70-х годов, расставили машины тех лет, вся массовка была одета в костюмы по моде того времени. В общем, что могли, то сделали. А остальное доведут до ума специалисты компьютерной графики: сотрут и заменят все признаки современности, начиная с разметки на дороге и заканчивая пластиковыми окнами.

Несмотря на то, что события фильма происходят не так давно - чуть более 40 лет назад, художники-декораторы признались, что многое из антуража уже сложно отыскать. Например, телефонные будки, которые стояли тогда почти на каждом углу. Подобрать автомобили, которые были бы и внешне в хорошем состоянии, и могли при этом нормально ездить, тоже оказалось непросто.

Ход конем

Несколько эпизодов снимали на ипподроме.

- В 70-е годы в столице ипподром, по сути, был почти таким же популярным местом, как в Древнем Риме Колизей, - поясняет режиссер. - Скачки в советское время являлись практически единственным легальным развлечением, где можно было не только дать волю эмоциям, но и выиграть крупную сумму денег. Мы смотрели архивы и убедились, что ипподром был чрезвычайно популярен, его посещало огромное количество народа. И нам он нужен был в кадре как какой-то эмоциональный всплеск. В картине ипподром будет появляться практически в каждой серии, причем по нескольку раз, и там будут происходить различные события, важные для развития сюжета. Как и тот подъезд в доме работников искусств, о котором я вам говорил, ипподром - одно из ключевых мест в нашем фильме.

Светлана Немоляева и Дмитрий Астрахан репетируют сцену с режиссером.

Режиссер и оператор решили снимать лошадей с предельно близкого расстояния, чтобы создать у зрителей эффект присутствия, как будто они оказались совсем рядом с животными.

- Чтобы поместить камеру как можно ближе к лошадям с наездниками, мы использовали специальный мобильный операторский кран, который находится с камерой на движущейся машине. Одновременно на съемках летал коптер. Ипподром предоставил нам 11 чистокровных скакунов, мы устраивали на них заезды на 800 метров. В какие-то моменты камера работала буквально в полуметре от лошадей. Это было довольно рискованно, ведь лошади - животные пугливые, с тонкой нервной системой. Ну и опыта подобных съемок в мировом кинематографе нет: такого до нас никто не делал. К счастью, все прошло удачно.

Именины сердца

Так сложилось, что свой день рождения Андрей Смоляков отметил на съемочной площадке. Коллеги заранее знали об этом, была разработана целая спецоперация по подготовке к празднику, естественно, не без сюрпризов. Сам виновник торжества до последнего момента даже не догадывался, что ему готовят «подвох» (ну, может, и догадывался, но виду не подавал).

- После съемок последнего кадра мы все дружно закричали: «Стоп!» и бросились поздравлять Андрея, - говорит режиссер. - Это было действительно неожиданно.

Затем последовал небольшой фуршет с театрализованными поздравлениями, которые тоже были заранее заготовлены. А Марина Александрова дала почитать Андрею Смолякову поздравления от его поклонников. Дело в том, что у Смолякова нет аккаунта ни в одной из социальный сетей, и актриса накануне разместила его фотографию в одном из своих постов. И тут же валом повалили комментарии от поклонников - с добрыми пожеланиями, стихами и даже видеосюжетами. Их и показала Александрова своему коллеге. На непроницаемом обычно лице майора Черкасова заиграла улыбка.

P. S. Несмотря на то, что работа над шестым сезоном сериала еще в самом разгаре, многие участники процесса уже мечтают о седьмом.