Режиссер Вера Сторожева снимает для Первого канала сериал под рабочим названием «Шифр». Действие разворачивается в 1950-е годы в Москве. Четыре женщины, которых в годы войны связывала служба в шифровальном отделе Главного разведывательного управления, вновь собираются вместе - на сей раз для того, чтобы бороться с преступностью. Каждая из них обладает уникальными способностями, и, дополняя друг друга, они способны разгадывать, казалось бы, неразрешимые загадки, выводить следствие из тупиков, которые возникают в ходе расследования ужасных преступлений.

В главных ролях снимаются Марьяна Спивак (ставшая особенно популярной после главной роли в фильме Андрея Звягинцева «Нелюбовь»), Екатерина Вилкова, Яна Осипова и Елена Панова. В фильме также заняты Сергей Пускепалис, Михаил Евланов, Олег Гаас, Дмитрий Мазуров и другие известные актеры.

Нам удалось побывать на съемочной площадке, понаблюдать за процессом съемок и побеседовать с режиссером и актрисами.

Зима по заказу

Сегодняшнюю сцену снимают в особняке Носова - это молодежный историко-культурный центр на северо-востоке Москвы, построенный в стиле модерн. Здесь, по замыслу авторов, расположится ресторан «Горный», в котором работает Анна, героиня Екатерины Вилковой. Рядом со зданием припаркована «Победа», на заборе - афиши концертов того времени, у ворот - телефонная будка из прошлого века (самая настоящая, кстати, и даже телефонный аппарат в ней «тот самый»).

По сюжету Анна должна выбежать из ресторана на улицу, зайти в телефонную будку и сделать важный звонок. Действие происходит в морозный и снежный зимний день. А поскольку в день съемок ни на мороз, ни на снег в Москве не было даже намека, то иней, сугробы и даже узоры мороза на стекле телефона-автомата и окнах соседнего здания пришлось изображать с помощью вспомогательных средств: специальной пены, которой щедро поливали землю из шланга, и особой краски из аэрозольных баллончиков - она как раз отвечала за узоры на стеклах.

Героини

Режиссер картины посвящает нас в некоторые детали сюжета.

- Идея фильма куплена у англичан, но в нашем варианте есть ряд изменений, - рассказывает Вера Сторожева. - Формально это адаптация, но по сути - самостоятельный фильм. Во-первых, у нас будет 16 серий, а в оригинальной версии их шесть или семь. Во-вторых, советские женщины в 50-е годы прошлого века сильно отличались от своих английских сверстниц. Сейчас образ жизни более или менее схож, а тогда разница была очень существенной. Единственное, пожалуй, сходство в том, что героини у нас, как и у них, - четыре девушки, работавшие в свое время в шифровальном отделе. Старшая по возрасту - Екатерина. Она бывший подполковник и руководит всей группой. У Сони, еврейской девушки, которая в войну потеряла всех своих родственников, феноменальная фотографическая память. Ирина - математик, главный аналитик этой группы. Героиня Екатерины Вилковой Анна обладает прекрасной интуицией и имеет талант замечать то, чего не замечают другие. Каждая из девушек наделена не какими-то невероятными сверхспособностями, а обостренными чувствами и особыми умениями. И, когда они вместе, им удается разгадывать загадки, которые недоступны другим.

Звонок Вилковой

Пока художник с ассистентами готовит «зимнюю» площадку, Екатерина Вилкова обсуждает с режиссером подробности предстоящей сцены. И приступает к… репетиции. Даже такой, казалось бы, простенький эпизод - забежать в телефонную будку и сделать звонок - сначала надо тщательно, во всех деталях отработать. Тогда и дублей потребуется значительно меньше. И хотя на улице сегодня не очень холодно, Екатерина накидывает поверх пальто теплый пуховик. Репетиции актриса отрабатывает в кроссовках - так удобнее, ноги меньше устают. Но к первому дублю переобувается в элегантные туфли на небольшом каблучке, скидывает пуховик и входит в кадр.

- Камера! Мотор! Снег пошел! - командует в рупор режиссер.

Екатерина Вилкова выбегает из ворот ресторана, заходит в телефонную будку, кому-то звонит, возбужденно рассказывая что-то явно интересное. Правда, из-за работающей со снегом машины и плотно закрытой двери нам не слышно ни слова. А режиссер подробности не раскрывает - секрет!

Съемки эпизода с участием Екатерины Вилковой.

После нескольких дублей она объявляет, что кадр снят, и отпускает съемочную группу на обед. А мы получаем возможность расспросить участников съемок о том, как идет работа.

Погружение в среду

Как нам удалось узнать, костюмы подбирали не только в соответствии со стилистикой фильма и модой того времени, но и с учетом характера каждой из героинь.

- Я готовилась к съемкам целый год, не бралась ни за какую другую работу, - рассказывает Вера Сторожева. - Это для меня в некотором смысле дебют: моя первая ретроистория. У нас присутствует полное погружение в ту эпоху. И это касается не только атрибутов, но и пластики: актрисы даже двигаться стали иначе. Ведь раньше, в 50-е годы, люди не были настолько эмоциональными и импульсивными, они и общались, и двигались по-другому. Конечно, многое зависит от характера, но и эпоха накладывает свой отпечаток. Что касается реквизита, то он почти весь настоящий. Каждый предмет доставали с большим трудом. Например, одежду для наших героинь привезли из Праги - там на киностудии отличные костюмерные, богатый выбор нарядов всех времен и народов. Но что-то, конечно, пришлось шить в наших мастерских. Валенки - у наших героинь они на каблуках - нам валяли на заказ. Мы старались уделять внимание всем этим деталям, ведь от них зависит, насколько достоверно удастся воссоздать то время. И в конечном итоге - поверит ли нам зритель. Какие-то подробности подсказывают консультанты: генерал-майор из следственного комитета, криминалист и даже специалист-шифровальщик, поскольку есть эпизоды, связанные с передачей и шифрованием данных.

Стать правшой

Марьяна Спивак - исполнительница роли Ирины, руководителя и главного аналитика группы - посвятила нас в некоторые подробности:

- Моя героиня отвечает за логическую часть работы: составляет графики, собирает информацию и выстраивает ее в логические цепочки. И хотя мы с нею совершенно не похожи характерами и привычками, мне очень комфортно в этом образе - приятно появляться в кадре в красивых платьях, с уложенными волосами. В обычной жизни меня чаще всего можно встретить в джинсах и кроссовках - в том, в чем мне удобно. И уж тем более никогда не думаю о том, чтобы встать на 15 минут пораньше и сделать себе какую-то прическу. Зато не представляете, как это приятно: приходишь в семь утра на съемочную площадку - и через полчаса ты уже красотка!

Для съемок в «Шифре» Марьяне Спивак пришлось специально учиться некоторым вещам, а точнее, переучиваться:

- По сюжету я отвечаю в группе за всю писанину. Причем я по жизни левша, а у моей героини в советское время просто не могло быть этой особенности: учительница в школе, работала в Генеральном штабе, да еще на таких должностях! - объясняет Марьяна. - И вот я с августа занимаюсь тем, что переучиваюсь на правшу.

- Ну и как успехи?

- Потихоньку начинает получаться. Думаю, что к концу съемок буду писать правой лучше, чем левой!

Перерыв окончен, и актрис снова приглашают на съемочную площадку. После того как закончится работа над фильмом в Москве, вся группа переедет в Санкт-Петербург, где пробудет до середины зимы, а потом снова вернется работать в Москву.