Не прошло и года, с тех пор как профессора МГТУ, кандидата технических наук Анатолия Власова чествовали как победителя всероссийского конкурса "Инженер года-2003". Осенью прошлого года он удостоился звания "Почетный работник рыбного хозяйства России".

И вот - новая награда. Недавно Власову вручили диплом "Лучший изобретатель и рационализатор города-героя Мурманска 2004 года".

Быть изобретателем - это призвание, а вот стать лучшим среди них - это уже талант, дар Божий.

Более тридцати лет назад Анатолий Борисович окончил физический факультет Ленинградского государственного университета, на котором, по словам Власова, студентов как раз и готовят для исследований. "И вся моя жизнь - это, по сути, и есть исследование", - говорит он.

Но свою нишу найти было трудно. Когда писал диплом, был уверен, его изыскания - новое слово в науке, но оказалось, интересовавшие его вопросы были разработаны уже в 20-е годы.

Известно, что находит тот, кто ищет. Молодой специалист не разочаровался, не опустил руки, а продолжил научный поиск. И с тех пор эта работа ни на минуту не прерывалась. После окончания университета Власов - инженер Смоленского филиала Московского энергетического института, где защитил кандидатскую диссертацию по проблемам старения электрической изоляции.

С конца 80-х, уже работая преподавателем в Мурманской высшей мореходке, Анатолий Борисович вплотную занимался исследованиями в области тепловизорной диагностики. Именно она позволяет определять зоны утечки тепловой энергии, а значит, предотвращать ее потери. Это особенно актуально в условиях Крайнего Севера. Сохранение и бережное отношение к теплу - таков главный мотив исследований новатора. Что же касается сферы применения тепловизорной техники, то она достаточно обширна - от медицины до космических и информационных технологий. Правда, дорогое это удовольствие потому позволить иметь тепловизоры могут лишь крупные промышленные предприятия и организации.

Исследования ученого носят прикладной характер и направлены в конечном итоге на улучшение жизни людей. Сегодня его разработки связаны главным образом с определением тепловых потерь на предприятиях энергетики и в жилищно-коммунальной сфере. Некоторые рационализаторские предложения нашли применение в здравоохранении.

Недавно Анатолием Власовым получены два патента на тепловизорную диагностику. Один из них - на специальное устройство для проведения хирургических операций, которое выполнено с заведующим отделением Мурманского онкологического центра Юрием Мариничем. Другой патент - на метод определения теплофизических характеристик с помощью тепловизоров. Также был разработан ряд программ для ЭВМ, предназначенных для моделирования процессов электрических аппаратов. Власов - автор многих научных статей и методических разработок.

А еще он хорошо известен как научный куратор не только среди студентов МГТУ, но и учащихся политехнического лицея. Ребята под руководством Анатолия Борисовича успешно проводят исследования, участвуют в региональных научных конференциях "Шаг в будущее" и всероссийских конкурсах.

Сложно ли пробудить интерес к науке у школьника?

- Интерес к науке не пробуждается: он либо есть, либо его нет, - убежден Анатолий Власов. - Уже в восьмом классе видно, может ли человек заниматься наукой. Видно по характеру, по отношению к творчеству, по образу мышления человека. У таких ребят другие ориентиры в жизни. Наука - это образ жизни, и он ярко выявляется у будущих исследователей. Но увлечение ею должно быть непрерывным, начиная со школьной скамьи. Я считаю, что в школе юным исследователям нужно показывать, как делать, первокурсникам говорить, что делать, на третьем курсе призывать - "делай, как я", на пятом говорить - "сделай сам", а в аспирантуре - требовать результат. Так и рождается ученый-исследователь.

В правильности этой концепции непрерывного самосовершенствования на собственном опыте убедился Анатолий Борисович. Сейчас, когда за плечами у него огромный багаж знаний, Власов не устает передавать их своим воспитанникам. А лицеисты и студенты высоко ценят профессионализм своего преподавателя и его человеческие качества. Многие из них благодарны своему учителю за поддержку и требовательность, за то, что сумел раскрыть в них исследователя, помог полюбить и понять будущую профессию.

Сергей СУРОВЦЕВ