- В 1995 году мы впервые приняли участие в международном конкурсе, который проводился в Волгограде. Мой студент Роман Рудометов стал тогда лауреатом первой премии. Конечно, было внутреннее убеждение, что едем не зря, но такой удачи мы никак не ожидали. Да и другие участники не брали нас в расчет. В кулуарах я услышала такой разговор: "Надо же, из какого-то там Мурманска приехал и вдруг так играет". Меня это так задело, что помню до сих пор... Как победитель конкурса Роман должен был играть с оркестром на заключительном концерте. А мы в тот день уезжали. Билеты куплены, сумки собраны. Машина стоит у подъезда. А Рома в это время на сцене. Его концертный номер был последним, к тому же слушатели долго аплодировали, не отпускали. В итоге, когда мы сели в машину, до отхода поезда оставалось десять минут...

Такая история, наверно, может случиться с любым концертирующим музыкантом. А воспитала их Татьяна Крылова немало. Заслуженный работник культуры Российской Федерации она уже много лет - ведущий преподаватель фортепианного отделения Мурманского музыкального училища. Попасть к ней в класс - большая удача. Ведь именно студенты Татьяны Дмитриевны наиболее часто привозят с многочисленных конкурсов, в том числе и международных, дипломы и грамоты разных степеней. Только за последнее десятилетие лауреатами и дипломантами стали Роман Рудометов, Юлиана Филимошкина, Иван Тимофеев, Виктория Морозова, Олег Гуженко, Юлия Иванова, Александр Анасенко. У стороннего наблюдателя, быть может, даже возникнет иллюзия, что достаточно представлять "класс Крыловой" - и место на конкурсе тебе обеспечено. На самом деле это, конечно, не так - успехи даются очень нелегким, каждодневным трудом как студента, так и преподавателя.

Не каждый знает, что предшествует свободному полету рук над клавишами и овациям зала. Ведь для исполнителя выучить ноты - это только начало. Дальше начинается интересный, загадочный, но трудный процесс постижения произведения, его сути, "вживание" в музыку. Здесь нельзя торопиться, нужно много думать, читать. Именно на этой стадии поддержка педагога неоценима. Поэтому даже свободное от учебной нагрузки время Татьяна Дмитриевна все равно отдает работе - чтению специальной литературы, размышлению над прочитанным. Средством "для отдыха мозгов" тоже являются книги - детективы. Их Татьяна Дмитриевна нередко читает на сон грядущий: "Чем больше трупов, тем почему-то быстрее и лучше я засыпаю".

Кругу общения Татьяны Крыловой можно позавидовать. Имена Сергея Доренского, Михаила Воскресенского, Елизаветы Кудрявцевой, Игоря Никоновича о многом скажут музыкантам. С некоторыми из них Татьяна Дмитриевна не просто знакома, а очень дружна. А лучшая подруга живет в Уфе, также все силы отдает работе и выезжает со своими учениками на конкурсы. Окружающие зовут их ненормальными. "Мы ненормальные, но не сумасшедшие", - смеется Татьяна Дмитриевна.

Конечно, для такой активной деятельности нужен надежный тыл, поддержка семьи. Здесь Крыловой действительно повезло. Ее муж также имеет музыкальное образование, и это наверняка способствует взаимопониманию в семье. Напрасно я пыталась расспросить Татьяну Дмитриевну о каких-нибудь романтических историях. Она ответила, что ее романтическая история началась еще в училище и продолжается до сих пор.

Между тем труд музыканта - это не только конкурсы и концерты. Студент приходит в класс, и задача преподавателя - научить его размышлять и чувствовать, постигать и совершенствоваться, помочь раскрыться, обрести индивидуальность. Даже если два студента играют одно и то же произведение, они это делают по-разному. Поэтому каждодневная работа в классе никогда не надоедает Крыловой. Она любовно следит за успехами своих студентов и старается "вылепить" из них настоящих музыкантов.

- Они приходят еще маленькими, 14-15 лет, у многих еще совершенно детская психология. И на моих глазах становятся взрослыми. Это очень интересный процесс. И хочется иметь возможность как-то влиять на него... А потом они вырастают и, конечно, все уходят. Но дети ведь всегда уходят...