Вологда, Ейск, Петрозаводск... После войны Саша жила то у брата, то у сестры, которых судьба разбросала по разным уголкам страны. Потом она выросла, окончила педучилище, вышла замуж и отправилась с мужем на Север. Так Александра Степановна Павлова попала в Мурманск.

- Это был небольшой город, - вспоминает она Мурманск 1951 года, - домов каменных - по пальцам пересчитать, кругом болота, сопки и много ягод.

На работу Павлова устроилась в школу, поступила в пединститут на заочное отделение. Если сейчас, по прошествии многих лет - с Александрой Степановной я встретилась в канун ее 75-летия, - посмотреть на ее послужной список, то видно, как уверенно шла она вперед. Строила карьеру, как говорят сейчас: учитель, завуч, директор, инспектор гороно... А потом ей предложили заняться профсоюзной деятельностью. Двенадцать лет была она председателем горкома профсоюзов работников образования, отстаивала на этой должности интересы мурманских педагогов. После был областной совет профсоюзов, где работала методистом.

- Мне в жизни всегда везло на людей, - говорит она, - где бы я ни трудилась, везде встречалась с настоящими профессионалами своего дела и просто хорошими товарищами.

Когда возглавляла горком профсоюза работников образования, о том, как быстро росло население города, могла судить по утроившемуся за 10 лет количеству членов профсоюза. Если учесть, что они составляли 99,8 процента от числа работающих в учреждениях просвещения, то можно сказать, что в этот период, с 72-го по 83-й годы, в такой пропорции возросло количество педагогов, а следовательно и школьников, а, значит, и все население столицы Заполярья в целом. Такая вот демография.

Чем занимались тогда профсоюзы? Следили за соблюдением трудового законодательства, устраивали соцсоревнования, организовывали культурно-массовую работу. За этими казенными формулировками кроется напряженная жизнь растущей, развивающейся системы всеобщего народного, как тогда называли, образования Мурманска. Взять хотя бы соцсоревнования, ведь как их ни назови, главное здесь - азарт. А в итоге и результаты достигаются весомые. В те годы соревновались все и вся: города с городами, городские районы между собой, школы, детские сады, классы...

- Одной из форм соревнований, - вспоминает Александра Степановна, - была борьба за звание "Учреждение образцового порядка". Инициатором этого движения в Мурманске по почину московских учителей выступил коллектив средней школы № 45 и ясли-сада № 110. Они и стали первыми учреждениями, получившими звание образцовых. Чего достигла, скажем, 45-я школа в ходе этих соревнований? Обучение было переведено на прогрессивную тогда кабинетную систему, создан учебный цех по металлообработке и швейному делу. Как результат - высокая успеваемость в классах, большие успехи в трудовом обучении и воспитании учащихся. А другие школы и детсады тянулись за застрельщиками.

Александра Степановна увлеклась рассказом об образцовых учреждениях, перечисляет цифры, годы, номера школ и детских садов, имена возглавлявших их директоров и заведующих. Профсоюзу до всего было дело! Тем большим оказалось мое удивление, когда я узнала, что штат самого горкома профсоюза работников образования был в тот период очень и очень небольшим, всего два человека: председатель да бухгалтер. В основном приходилось Павловой опираться на актив учреждений.

Говоря о своей жизни, Александра Степановна снова и снова возвращается в своих воспоминаниях к людям, с которыми приходилось ей работать. Немало добрых слов сказала она о З. Г. Избицкой, Н. Ф. Стекловой, Б. А. Глухове, В. П. Манухине, Н. В. Чудиновой... А ее коллеги по педагогическому цеху считают, что это им посчастливилось работать с ней - таким интересным и увлеченным человеком, у которого на первом месте работа, на втором - работа, а на третьем - работа до седьмого пота.

Галина ДВОРЕЦКАЯ