В троллейбусе есть две маленькие графитовые штучки, которые водителю приходится менять из-за износа по нескольку раз за смену. Они легко помещаются на ладони, и не зная, не поймешь, что без них машина мертва…

ГРАФИТОВОЕ ВОСПОМИНАНИЕ

Ровно 20 лет назад, в начале августа 1988 года, мне довелось единственный раз в жизни увидеть природное месторождение графита. На севере архипелага Новая Земля расположен небольшой остров Панкратьева, примыкающий впритирку, через узенький пролив, к одноименному полуострову. Здесь в 1912 году зимовал со своей экспедицией перед трагическим походом на Северный полюс Георгий Седов.

Сохранился домик Седова, построенный из бревен, в изобилии выносимых прибоем на берега каменистой арктической пустыни, где любая травинка, не говоря уже о мелком желтом полярном маке, кажется чудом. Дерево в Арктике не гниет.

Так вот, в погожий августовский день решили мы с ребятами из Арктической морской инженерной геологической экспедиции сходить пешком за 20 километров проведать последнюю стоянку знаменитого исследователя Арктики. Шли вдоль береговой линии, стеной обрывающейся в Баренцево море.

Неподалеку от гигантского, на десятки тысяч голов, гнездовья гусей, уже высидевших на своей исторической родине птенцов и готовых к отлету в Африку, величавый откос высотой не менее ста метров был абсолютно черным, с каким-то жирным блеском. Пласты обнажившейся породы, выдавленные миллионы лет назад из земных глубин на поверхность, очень походили на уголь. Но это был ближайший родственник угля - графит.

Зрелище завораживающее. Тысячи гусей, с гоготом бросившихся, завидев нас, в море (по причине линьки дикие гуси в это время взлетать не могут). И черные скалы, из которых можно было бы наделать карандашей, наверное, на все человечество…

Мог ли я тогда подумать, что вдруг вспомню и Новую Землю, и домик Седова, и графитовые скалы, зайдя в троллейбусное депо на улице Свердлова в Мурманске! А ведь, оказывается, именно из графита делаются те маленькие штучки, без которых ни один троллейбус с места не двинется.

ЗАПАС УГЛЯ ДЛЯ ТРОЛЛЕЙБУСА

- Вот они, контактные вставки! - протягивает на ладонях две графитовые детали Татьяна Конькова, признанная на городском конкурсе профмастерства лучшим мурманским водителем троллейбуса 2008 года. - В дождливую погоду или в сильный мороз приходится после каждого рейса залезать на крышу и менять оба угля на штангах, прогорают быстро…

Углями на профессиональном сленге водителей именуются графитовые контакты, которыми троллейбус касается оголенных проводов, натянутых вдоль улиц по маршруту. Замена природному графиту пока не придумана. С одной стороны, это прекрасный проводник, с другой - отличная смазка, иначе из-за трения никаких дорогостоящих медных проводов не напасешься.

Вы, может, замечали, как искрят места соприкосновения троллейбусных штанг и контактной сети зимой? Особенно достается первому троллейбусу, выходящему из депо ни свет ни заря, когда провода за ночь покрылись слоем инея. Такая иллюминация с треском, что твой фейерверк. Это они, родимые угли, весело и безнадежно прогорают.

На утреннюю смену Татьяна Конькова встает дома по будильнику в полчетвертого. Первый троллейбус выходит в 5 часов 19 минут, но в парк дежурный деповский автобус, собирающий по городу водителей и кондукторов, приезжает заранее. Надо и медосмотр перед рейсом пройти, и свой троллейбус осмотреть со всех сторон, и сумку с инструментами получить. Ну и запас «угля» на дорогу, куда ж без него…

ИЗ ПОРТНИХ ЗА БАРАНКУ

Уже 14 лет Татьяна Конькова водит по Мурманску троллейбус, и все время по одному и тому же четвертому маршруту.

- Я с детства смотрела на водителей троллейбусов с обожанием, - улыбается королева маршрута № 4. - Стоишь, бывало, у кабины и следишь за каждым движением. А уж если за баранкой женщина, то вообще не оторваться. Свою остановку порой проезжала!..

Еще школьницей Татьяна получила на ДОСААФовских курсах некоторые навыки вождения грузовичка ГАЗ-52, но грузовик - игрушка по сравнению с огромным троллейбусом, разные весовые категории, просто слон и моська.

Правда, окончив школу № 8, юная мурманчанка, поддавшись общему с подругами порыву, поступила в швейное ГПТУ и стала-таки квалифицированным портным верхней женской одежды. Но когда в начале 90-х ателье индпошива стали разваливаться, с легким сердцем пошла на курсы водителей при управлении троллейбуса. И вот по прошествии каких-то полутора десятков лет победила в городском конкурсе профессионального мастерства.

- Ну какой я мастер! - возражает Конькова. - У нас в депо такие зубры работают! Есть даже старейшины, которые за рулем с первого дня рождения мурманского троллейбуса в 1962 году. Дядя Леша Комаров или Константин Борисович Круглов еще в Ленинграде курсы проходили, а потом первый наш маршрут обновляли. Вот это асы…

Но тем не менее именно Татьяну Конькову как победительницу городского соревнования направили на прошлой неделе представлять столицу Заполярья на всероссийском конкурсе водителей троллейбусов в Ижевске.

«НАША ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ?»

В Ижевск съехались полсотни лучших водителей со всей России, а кроме того, из Белоруссии, Украины, Молдавии. Большинство участвовали в таком конкурсе по второму-третьему разу, а весь пьедестал достался мужчинам, представлявшим Чебоксары, Ижевск и Петербург. Татьяна в общем зачете оказалась во втором десятке.

- Наша Таня громко плачет? - цитирую в шутку детский стишок.

- Вовсе нет. Для первого раза это нормально, а в номинации «Культура обслуживания пассажиров» я вообще вошла в первую пятерку, - парирует неунывающая Таня.

Весь второй день состязания в Ижевске был посвящен пресловутой «культуре обслуживания». Кстати, одним из разделов в этой номинации стала культура речи по микрофону в салоне. Здесь нужно было выдать спич на заданную тему. Татьяне досталась тема прямо-таки из школьного сочинения - «Как я люблю отдыхать».

Отдыхать наша Таня любит по-мужски, на рыбалке!

- Истинного рыбака можно определить по главному признаку, - поясняет любительница удочки, - ходит он или нет на подледную рыбалку? Если и зимой рыбачит, наш человек!

Одинокая пока девушка примкнула к сплоченной группе друзей-туристов, а ходьба по нашим лесам и тундрам - ее любимый отдых. Это вам не на троллейбусе кататься.

БОРТОВОЙ НОМЕР 271

- Пойдемте, покажу вам наш новый троллейбус, в июле получили два экземпляра из Волгограда, - с гордостью говорит Татьяна. - Уж на что я езжу на суперсовременной низкопольной модели, а этот - совсем сказка, и бортовой компьютер у него поинтереснее, чем на моем…

Между прочим, как позже пояснил мне гендиректор «Электротранспорта» Сергей Коробков, все 130 мурманских троллейбусов оснащены спутниковой навигацией, и он может, не выходя из кабинета, на экране компьютера отслеживать, в какой точке города какая машина находится. Последние модели оборудованы тяговыми двигателями переменного тока, что дает от 30 и более процентов экономии электроэнергии на каждую единицу подвижного состава. В этом году в Мурманск поступит еще 8 таких машин…

А еще лучший мурманский водитель уважает хорошую музыку. Татьяна неожиданно перескакивает на излюбленную тему:

- Говорят, что однажды Джон Леннон на вопрос журналиста «Ваша любимая марка автомобиля?» ответил: «Троллейбус»… Тоже наш человек!

…Татьяна легко сбегает со ступенек чужого желтого троллейбуса волгоградского производства и шагает к своему, изготовленному в городе Энгельсе. Пора в рейс.

Если вам попадется на четвертом маршруте симпатичный оранжевый рогач с бортовым номером 271, то за рулем, возможно, сидит знакомая вам Татьяна Конькова. В лицо вы теперь ее узнаете. И улыбнитесь, как старому знакомому.

Фото: Вишневский Павел
Без этих графитовых штучек троллейбус не поедет.
Фото: Вишневский Павел
Лучший мурманский водитель троллейбуса 2008 года Татьяна Конькова.
Фото: Вишневский Павел
Лучший мурманский водитель троллейбуса 2008 года Татьяна Конькова.
Фото: Вишневский Павел
Лучший мурманский водитель троллейбуса 2008 года Татьяна Конькова.
Фото: Вишневский Павел
Лучший мурманский водитель троллейбуса 2008 года Татьяна Конькова.
Фото: Вишневский Павел
Лучший мурманский водитель троллейбуса 2008 года Татьяна Конькова.
Павел ВИШНЕВСКИЙ