«В XIX веке две женщины прославили русскую науку за пределами России - этнограф и историк Александра Ефименко и математик Софья Ковалевская…» - так в свое время писали исследователи. Ныне имя второй, конечно, известно гораздо более широко. А вот кем была первая, скажет далеко не каждый - даже у нас, в Кольском крае, откуда начался ее яркий жизненный путь.

Родилась Александра Ефименко в Варзуге 18 мая 1848 года (по иным источникам в Тетрине или Кузомени, но крещена была в Варзуге) в семье чиновника особых поручений при Архангельской казенной палате Якова Ставровского, в которой было шестеро детей.

Беломорье навсегда поселится в ее душе. Первые детские впечатления позже найдут отражение в творчестве. «Неприветливо Белое море. Низко над ним опустилось мрачное зимнее небо. Темные, точно свинцовые, волны с неугомонным туманом ходят из края в край… одна выше другой поднимают свои белые гребни» - так в рассказе «Тюлений промышленник» она опишет знакомый с детства пейзаж.

У девочки оказались блестящие способности. Архангельскую женскую гимназию юная варзужанка окончила с золотой медалью. Еще во время учебы журнал «Детское чтение» опубликовал ее рассказ «Год лопаря», который вызвал положительный отзыв критики. Но на глухой окраине империи у одаренной северянки выбор был небольшой, и Александра уехала в Холмогоры работать учительницей в открывшемся при двухклассном училище женском отделении - с жалованием 200 рублей в год.

Жизнь была нелегкой. Семья теперь жила в Архангельске, но отец уже умер, а мать тяжело болела. Пришлось взять на себя заботу о младших братьях и сестрах, постоянно ездить в город. Это было нелегко, особенно долгой северной зимой.

Но у молодой учительницы появилась отдушина: в Холмогорах обосновалась целая колония политических ссыльных, а с ними начали распространяться новые общественные идеи. В 1865 году на юбилейных мероприятиях, посвященных великому архангелогородцу Михайло Ломоносову, Ставровская познакомилась с «политическим» Петром Ефименко, бывшим студентом Харьковского университета. Он был сослан за участие в революционном кружке, установившем связь с Герценом. Встреча двух ярких, неординарных людей оказалась судьбоносной.

Александре очень хотелось учиться. Но об университете и мечтать не приходилось: в то время в России женщины в вузы «не допущались». Вместо университетских аудиторий были зимние вечера при свете керосиновой лампы и самообразование. Наставником стал Петр Ефименко. Девушка немало удивила его незаурядными способностями и неистовым трудолюбием. Много лет спустя она вспоминала: «Чему я только не училась! Языки, математика, анатомия, ботаника, история, логика, физиология, философия и так далее».

Петр Савич Ефименко был уже состоявшимся ученым. Русский Север открыл молодому этнографу и историку богатейшие возможности для исследовательской работы. Его интересовали социальные отношения на Севере, организация промысловой жизни поморов, особенно покрут (форма найма работников). В кропотливом изучении социально-экономического уклада Архангельской губернии активно помогала Александра.

В 1870 году Петр Ефименко и Александра Ставровская обратились к губернатору с прошением разрешить брак и сыграли свадьбу. Она тотчас же была уволена из училища как жена ссыльного, состоявшего под строгим надзором полиции. Положение молодой семьи оказалось очень тяжелым. Но уже ничто не могло помешать становлению Александры Ефименко как ученого.

В «Архангельских ведомостях» вышла ее первая статья «Промысловые артели на Мурманском берегу». Работала она подвижнически, сотрудничала с журналами «Дело», «Семья и школа», «Знание», «Русская мысль» и другими. За рассказами и очерками последовали научные монографии. Глубоко волновал Александру Ефименко и так называемый женский вопрос в России. Характерны заголовки работ на эту тему: «Народно-юридические воззрения на брак», «Женщина в крестьянской семье», «Семейные разделы»…

Исследовательница собирала документы, свидетельства, материалы разных лет, изучала архив Холмогорского архиерейского дома, ездила работать в архив и в Архангельск. По совету мужа начала изучать самобытнейшую духовную культуру поморов, записывать предания, песни, сказки, устные рассказы крестьян.

Но громкая известность пришла после публикации научных работ об архангельских артелях и крестьянском землевладении на Русском Севере. Александра Ефименко, как говорится, не оставила и камня от народнической теории об артели как исконной форме жизни русского крестьянства, которая и должна стать началом социалистических отношений. Она проделала огромную исследовательскую работу и доказала на примере северных промыслов, что артели тоже не свободны от эксплуатации. Что поземельная община - вовсе не исконный уклад, на который уповают народники: ей предшествовало на Русском Севере долевое землевладение, из которого она и выросла.

Известный экономист и статистик Исаев назвал работу Ефименко образцовой. На труды русского историка обратили внимание Маркс и Энгельс. Карл Маркс тщательно изучал работу Александры Ефименко об артелях и выделил места о происхождении артели, которая «была свойственна не только славянам, но и финнам, тюркам, и что внутри артели растут классовые противоречия вопреки мнению об «артельном духе» на святой Руси». Ленин впоследствии использовал ее исследования в полемике с Плехановым на VI съезде РСДРП. Цитировал выводы Ефименко, опубликованные в «Сборнике материалов об артелях в России» 1874 года: «Отношения покрученников со своими хозяевами не ограничиваются только промысловым временем: напротив, они обнимают собой всю жизнь покрученников, которые стоят в вечной экономической зависимости от своих хозяев»…

В жизни Александры Яковлевны назревали большие перемены. Плохо переносивший северный климат Петр Савич часто болел. После долгих ходатайств удалось уехать из холодного края. Большая семья, в которой росли три дочери и два сына, жила в Воронеже, Самаре, Чернигове, затем на долгие годы осела в Харькове.

Этот город - крупный научный центр со старейшим университетом пришелся по душе северянке. Можно сказать, на Украине она нашла вторую родину. Активно включилась в работу по изучению местной этнографии и истории, на страницах многих изданий выступала в защиту украинской культуры. Крупный труд того периода «История украинского народа» рассказывает об общих корнях восточных славян.

Учитывая ее огромный вклад в науку, Харьковский университет без защиты присвоил Александре Ефименко степень почетного доктора русской истории. Она стала первой женщиной в России, получившей это ученое звание.

В 1907 году семья переехала в Петербург. Профессор истории Ефименко более десяти лет преподавала на Высших Бестужевских женских курсах. Бестужевки с нетерпением ждали лекций любимого профессора. Аудитория всегда была переполнена - и вот на кафедре появлялась она, в темном платье с глухим воротником. Говорила Александра Яковлевна тихим голосом, но молодежь жадно внимала каждому слову. Профессор высказывала смелые мысли о необходимости освобождения русской женщины от сильнейшего социального и семейного закрепощения, подчеркивала, что у древних славян женщина глубоко почиталась. Славянка была свободной, независимой, с чувством собственного достоинства.

После лекций же Александра Яковлевна спешила домой на Васильевский остров: муж тяжело болел. Петр Савич скончался в 1908 году.

Как выдающийся исследователь Александра Ефименко была избрана членом Русского географического общества. В дореволюционное время только четыре женщины были удостоены этого звания. Она - автор более ста научных работ. На Высших Бестужевских курсах преподавала до конца 1917 года, оставаясь в голодном и холодном революционном Петрограде. Ученый совет курсов, присвоивший в свое время Александре Ефименко звание профессора, предоставил ей длительный отпуск «по здоровью».

Она уехала на Украину вместе с младшей дочерью Татьяной. Поселилась в Харьковской губернии - селе Писаревка близ Волчанска. Уже семидесятилетней завершила работу над «Начальным учебником украинско-русской истории». Надеялась возвратиться в Петроград, как только утихнут страсти вспыхнувшей братоубийственной гражданской войны. Но надежда не сбылась.

Случилось это 90 лет назад: в ночь на 18 декабря 1918 года в деревенский дом, где жили Александра Яковлевна с дочерью, ворвались петлюровцы. Обе они трагически погибли… Так закончился яркий путь удивительной женщины, которой может гордиться наш край.

Виктория НЕКРАСОВА