Шампанского? Ни­ни!

- Страшно любопытна для меня архитектура этого «Папанина»! - говорит мне вечером 1 января микрокорабел в своей мурманской «хрущевке». - Я даже в новогоднюю ночь только чуть пригубил шампанского, чтобы руки сегодня были в абсолютно рабочем состоянии. Черновую подготовку корпуса и надстроек как раз 31 декабря закончил. Не терпится приступить к самому интересному - деталировке.

Теплоход «Иван Папанин» - типичный арктический грузовоз-трудяга, способный выгружать свою поклажу даже на необорудованный берег. Для этого на нем смонтированы четыре собственные крановые стрелы, а если и они не дотянутся до точки выгрузки, поможет находящийся на борту «летающий кран» - вертолетК-32.

- С этим-то вертолетиком придется повозиться, - предвкушает корабельный Левша. - Представляешь, длина его в моем масштабе будет всего 2 сантиметра, а выточить и собрать его придется аж из 37 деталей.

«В моем масштабе» - это значит 1:500, то есть «Папанин» при длине в натуре 165 метров уменьшится в 500 раз - до 33 сантиметров. Такой масштаб в международной классификации судомоделизма считается одним из самых трудных. Практически ювелирная работа, ведь Самохин даже тросы тоньше человеческого волоса на лебедки своих моделей наматывает. И если бы в наших музеях - краеведческом, художественном, Северного флота или Мурманского пароходства - на самохинских выставках разрешалось трогать экспонаты руками, каждый смог бы убедиться, что лебедочки эти крутятся!

Вот и объяснение, почему судоювелир Самохин даже под бой курантов не стал рисковать профессиональной зоркостью глаза и точностью руки.

Судоверфь на дому

Итак, ровно 100 моделей. Вообще-то за почти сорок лет увлечения судомоделизмом Владимир Самохин смастерил их гораздо больше. Ведь первые неуклюжие кораблики начал собирать еще в младших классах школы, когда мама случайно принесла в дом журнал «Моделист-конструктор».

Первым более-менее похожим на настоящий стал в детстве микро-БМРТ. Его прототип водил в море на лов рыбы отец-капитан, а сын обследовал от и до на стоянках в порту. Уже тогда Самохин-младший постиг главную заповедь истинного судомоделиста: прообраз хорошей модели желательно осмотреть вживую, а не надеяться только на чертежи.

Быть может, поэтому в последние годы хозяин домашней судоверфи увлекся строительством современных мурманских пароходов (так моряки называют любую посудину вне зависимости от типа силовой установки). Их ведь всегда можно посмотреть своими глазами.

Кстати, Самохин освоил и искусство фотографии. Но какое-то странное это искусство: попав на судно, он не ищет банальный красивый ракурс, а самозабвенно щелкает какую-нибудь мудреную железяку в стальных корабельных джунглях. С точки зрения формального фотоискусства, он прямо-таки модернист чистой воды!

Но такая предварительная въедливость и порождает последующую достоверность. «Мелочи создают реальность!» - любит повторять мастер. Поэтому и не могут оторвать глаз от моделей работы Самохина старые морские волки.

Счастье в миниатюре

Свою «первую сотню» Самохин начал отсчитывать с того дня, когда рискнул устроить первую выставку в областном краеведческом музее 15 лет назад. Увлекся тогда мастер созданием микрокопий военных кораблей времен Второй мировой. Между прочим, одна из работ мурманчанина - линкор «Герцог Йоркский» - уплыла в качестве сувенира на берега туманного Альбиона вместе с герцогом Йоркским, посетившим Мурманск на День Победы 2005 года (линкор этот был флагманом союзнической английской эскадры в Баренцевом море в годы войны).

В прошлом году микрокорабел осуществил давнюю мечту - изготовить модели всех пяти типов гражданских атомных судов в составе арктического флота России. К четырем атомным ледоколам - «Ленин», «Россия», мелкосидящему «Таймыру» и новейшему «50 лет Победы» - прибавился тогда единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть».

99-й по счету миниатюрой стала копия крупнейшего танкера Мурманского пароходства «Натали». Даже в масштабе 1:500 эта «малютка» превзошла по размерам любую из предыдущих поделок мастера - более полуметра на столе!

- Люблю строить незаурядные пароходы! - восклицает судо-Левша. - Давно у меня руки чесались на «Ивана Папанина». Какая оригинальная у него архитектура! Посмотри, вот здесь у него будет несимметричная труба, смещенная на правый борт кормовой надстройки…

Он тихо счастлив в построенном своими руками микромире.

Фото:
Владимир Самохин
Фото: Василевский Валерий
Микро-«Ленин» в кварцевых льдах.
Павел ВИШНЕВСКИЙ