Сегодня в это трудно поверить, но программы переселения из Заполярья существовали еще полтора века назад. Город Кола, в 1854 году практически полностью сожженный бомбардировкой английского корвета, отстроился буквально за считанные годы. Власти тогда предлагали колянам сменить место жительства на более теплые регионы и даже деньги (пособия) готовы были дать. Однако в одном из обращений к властям жители Колы писали, что, хотя им плохо, сыро, они не хотят уезжать - «по любви к родному краю».

Фундаментальное исследование кольских семей - только один из масштабных проектов, которые удалось реализовать ученым МГГУ благодаря средствам, выделяемым с 2006 года областным правительством совместно с Российским гуманитарным научным фондом под гуманитарные научные проекты. А что еще удалось сделать на эти деньги? Об этом - разговор с проректором МГГУ по научно-исследовательской работе доктором исторических наук Павлом ФЕДОРОВЫМ.

Углубиться и всплыть

- Какие возможности дает мурманским историкам Российский гуманитарный научный фонд?

- РГНФ - сугубо российский научный фонд, созданный при правительстве РФ. Есть еще РФФИ - Российский фонд фундаментальных исследований. Там в отличие от гуманитарного фонда естественнонаучная проблематика. Оба фонда присутствуют на площадке Мурманской области, действуют в рамках национальных российских интересов, и с обоими региональное правительство давно и успешно сотрудничает.

- Какова задача многочисленных конкурсов, которые проводит гуманитарный фонд?

- Поддержать исследователей-гуманитариев: от молодых и начинающих до именитых ученых разного спектра. Среди разных видов конкурсов есть региональные. В их рамках заключены соглашения между РГНФ и 52 субъектами Федерации из 83. Как видите, не все российские регионы вошли в реализацию этой идеи. Отрадно, что правительство Мурманской области сделало осознанный выбор в пользу сотрудничества с гуманитариями.

- А как все это осуществляется на практике?

- РГНФ и правительство на условиях софинансирования выделяют средства, причем не организациям и учреждениям, а конкретным исследователям под реализацию конкретных проектов. Эти деньги можно тратить и на зарплату, и на поездки, и на приобретение разного оборудования, оплату связи - в общем, на все, что необходимо для исследователя. Ведь главная проблема в том, что обязанность, скажем, преподавателя университета - читать лекции. И когда мы обращаемся к нему с предложением расти как ученому: писать монографии, трудиться над диссертацией - он говорит: а когда мне это делать? У меня нагрузка по российским стандартам 900 часов год, я каждый день читаю лекции. А получив грант, ученый может на определенное время «залечь на дно» и написать целый ряд статей, провести необходимые исследования и опять «всплыть» в преподавательскую деятельность.

- Понятно, зачем это надо. А каковы интересы региона?

- По условиям этого регионального конкурса поддерживаются только проекты, посвященные местной проблематике. Если посмотреть их темы, они все ориентированы на злободневные проблемы региона. Вот, к примеру, проекты, которые выиграли грант и действуют в нынешнем году: 16 проектов - из МГГУ, 1 проект - из МГТУ и 7 - из КНЦ РАН.

Даже сами названия проектов говорят об их значимости: «Коренные народы и устойчивое развитие местных сообществ Севера и Арктики», к примеру. А вот очень интересный проект сотрудницы нашего университета Галины Жигуновой - «Ресурсный потенциал лиц с ювенальной инвалидностью в России».

- Или вот проект с интригующим подзаголовком «По материалам архива минобороны»...

- Это очень важное исследование Александра Чапенко с точки зрения осознания нашего прошлого: «Реконструкция начального периода Великой Отечественной войны на Кольском Севере». Он действительно открывает многие закрытые страницы, представляет немало рассекреченных документов. И еще очень любопытные проекты, которые патронирует наш университет. Например, такой - «Мемориальная культура старожильческого населения Кольского Заполярья в условиях социальных трансформаций». И здесь проблема укорененности: что помнят северяне, как они живут, в чем ценность их жизни?

Заглянули в каждую семью

- Павел Викторович, но что же получается в результате?

- Вот перед вами три стопки книг. В одной из них - реализация масштабного генеалогического проекта. Мы практически изучили демографию города Колы за 130 лет. Здесь все семьи Колы, во-первых, расписаны в генеалогических схемах. Во-вторых, в словаре даны подробные описания всех членов семей, их связей. Этот проект мы реализовывали вместе с моим коллегой Алексеем Малашенковым. Называется он «Коляне (XIX - первая четверть XX века): Историко-генеалогический атлас» в трех частях. Эти исследования помогают понять, какую роль играет семья и семейственность для живущих на Севере.

Мы посмотрели на каждую конкретную патриархальную семью, которая жила тогда в Коле. Здесь по отдельным семьям материалы собраны с XVII века. А с XIX по первую четверть XX - это уже полный охват. Мы практически заглянули в каждый кольский дом того времени.

- Что там было интересного?

- Знаете, историку, живущему сегодня, в XXI веке, хочется спуститься с высот государства на землю и встретиться с обывателем той эпохи. Понять, чем они жили. И уразуметь: почему все же Кола, уничтоженная английским корветом в 1854 году, превращенная буквально в груду пепла, возродилась так быстро? Как могли люди прямо на этом пепле отстроить новый город? Что ими двигало?

- И что их держало на холодной, экстремальной земле Заполярья тех времен?

- Я думаю, что семья и корни. Именно это - та реальность, которая людей связывала с местом. Это звучит пафосно, но, по сути, это реальный взгляд на вещи. Ведь никто не мог им гарантировать, что на новом месте будет работа, что семья сможет найти там себе статус, которым обладала в Коле, достойный заработок. То есть человек чувствовал себя в абсолютной связи с местом, где он живет, и в этом обретал смысл жизни.

Люди и вещи

- Для сегодняшнего дня это актуально?

- А как же! Сегодня государство заботится о демографической политике, но ведь это возврат к тем семейным ценностям, которые уже были. Вот смотрите, пол-Колы - это семьи Яргиных, очень много Лопинцевых. Устойчивая социальная система - это именно патриархальная семья. Человек должен себя чувствовать в защищенной капсуле, он должен быть окружен близкими, которые помогут, должен иметь свой причал, к которому можно пристать, - и именно семья становится для него таким миром.

- Студенты в исследовании помогают?

- Изучение культурной памяти старожилов в Коле и Териберке - это общий проект. И пожилые люди по установленным вопросникам общались с нашими студентами. На бумагу, практически не изменяя ни единого слова, записаны их воспоминания. Причем здесь есть как рассказы переселенных старожилов, так и тех, чьи предки жили здесь с XVII века. Вот семья Кочеровых, к примеру, попала в Колу в числе пугачевцев, которых отправляли туда в пожизненную ссылку. Кроме людей мы изучали природу старинных вещей, которые до сих пор есть в семьях и бережно хранятся. Тут есть совершенно уникальные находки. Немаловажно, что старожилы Колы по памяти восстановили места, где стояли их дома, ныне все снесенные. Знаете, люди часто плакали, рассказывая в диктофон, ведь все, что они вспоминают, - это спрессованная жизнь семьи со всеми радостями и страданиями.

Удивительные люди эти историки: своей дотошностью, точностью, доскональностью, вниманием к деталям они бередят душу гораздо сильнее, чем беллетристы с их прихотливой выдумкой и изящным словцом. Жизнь сильнее выдумки и невероятнее ее - это правда.

Кстати, совсем недавно МГГУ начал новый проект - цикл публичных лекций не только для студентов университета, но и для всех желающих. С первой такой лекцией выступил ректор МГГУ профессор Андрей Сергеев, надо заметить, она собрала полный зал. Лекции организованы университетом при поддержке правительства Мурманской области. А читать их будут не только преподаватели МГГУ, но и предприниматели, специалисты управленческих структур, а также представители министерств и ведомств Мурманской области.

Всего предусмотрено 16 таких выступлений на самые разные темы: от педагогики до обеспечения продовольственной безопасности региона. Расписание и темы лекций, рассчитанных на весь учебный год, можно найти на сайте МГГУ.

Фото:
Фото с сайта: esgalost.nm.ru
Фото: Сергей Ещенко
Нина АНТОНЯН.