Кому нужна селедка?

Одно из неоспоримых преимуществ жизни в Заполярье - наличие рыбного разнообразия. «Дикая» рыба северных морей - это признанный диетологами всего мира вариант здорового питания в век напичканной вкусовыми добавками и антибиотиками еды.

- Тресочка свежая?

- А скумбрия жирная? Ой, селедочка-то какая красивая!

От прилавка c морепродуктами трудно отойти без покупки: здесь и народная рыбка мойва, и кальмары с креветками, и свежезамороженная тресковая икра. Морское изобилие всегда радует глаз, а в его качестве можно не сомневаться.

Наталия Сафронова одна из немногих предпринимателей, выбравших столь хлопотную сферу бизнеса, как рыбная торговля. За годы работы изучила покупательский спрос, поставки продукции точно рассчитаны и соизмеряются с аппетитом оленегорцев. Так что товар не залеживается.

Нынче в заполярных сетевых супермаркетах перемороженная рыба напоминает дровяные поленья, да и среди них все больше импорта. Например, выращенный в сомнительных вьетнамских водоемах пангасиус. А наша рыбка, та, что из моря Баренцева, как правило, в виде филе, что заметно сказывается на ее цене. Не секрет, что сетевики вообще-то не хотят заморачиваться с местной продукцией, будь то «молочка» или мясо. Ну а с рыбкой тем более. Это ж сколько возни - чего стоит только прилавки мыть при торговле охлажденкой. Словом, замучаешься искать здесь полезную и доступную кошельку обычного потребителя рыбную продукцию.

Не золотая рыбка

- Родители подростком привезли меня на Север, - рассказывает Наталия Сафронова. - А когда уехали по окончании военной службы, я осталась. Успела почувствовать эту землю родной для себя, да и характер хотела закалить.

В 18 лет, вдали от родных, она взяла старт в самостоятельную жизнь. В 90-х начинать бизнес было непросто - в стране царил хаос, даже предприятия-гиганты работали по взаимозачету, ведь «живых» денег в экономике практически не было. Сейчас это сложно понять, но тогда товарно-денежные отношения подменялись товарообменом. Оленегорский ГОК, например, приобретал необходимые запчасти для экскаваторов в обмен на спортивные костюмы, которые выпускал комбинатовский швейный цех. В те годы понятие «бартер» стало главным экономическим термином.

В столь сложное и противоречивое время Наталия вместе с мужем выбрали рыбный вектор развития своего бизнеса.

- Сегодня наш ассортимент один из самых разнообразных и качественных, - констатирует главная рыбачка Оленегорска. - В продаже более пятидесяти наименований рыбы. Конечно, работа бизнесмена тяжела, выходные у нас практически не предусмотрены, порой и отпуск - тоже. Трудиться приходится много и напряженно - такова специфика данной предпринимательской деятельности. Морепродукты - особый товар, в работе с которым важны правила хранения, сроки реализации, немало других требований. Нужно все их выдерживать, чтобы качество было отличным, чтобы не потерять доверие покупателей, моих земляков.

У бизнеса немало проблем и нерешенных задач, у северного - особенно. Сафронова, опытный и грамотный профессионал, это признает. Но есть такие, услышав о которых, впору удивиться.

- Это нехватка кадров, - с сожалением констатирует Наталия Васильевна. - Хотя и говорят со всех сторон, что у нас безработица, но найти добросовестного продавца очень сложно. Он должен быть покладистым, доброжелательным к покупателям, аккуратным и надежным в работе. К сожалению, даже женщины сегодня подвержены распространенному в России пороку. Отсюда текучесть кадров, порой приходится самой стоять за прилавком.

На всяк замок свой ключик

Есть и другая немаловажная проблема, которая не оставляет равнодушной оленегорскую бизнес-вумен.

- Политика контролирующих органов направлена на одно - наказать предпринимателя, оштрафовать. Как депутат горсовета, я стараюсь помогать коллегам, особенно новичкам. Неоднократно по просьбе предпринимателей инициировала обучающие семинары, круглые столы, потому что очень важно своевременно знакомить их с законодательными документами, предоставлять консультации специалистов.

Кстати, сама Наталия по ходу развития бизнеса ощутила потребность в новых знаниях. Сейчас она дипломированный специалист, закончила экономический факультет вуза. А земляки уже дважды избирали ее в городской совет. На вопрос, зачем успешному предпринимателю общественный хомут в виде депутатства, отвечает - такой характер. Недаром Наталия закаляла его с 18 лет. Она вообще считает, что бизнесмены должны быть активной категорией населения - будь то небольшой город или страна в целом.

Уверена, главное в работе депутата - это не просто «резать правду-матку», а умение выстроить механизмы решения проблем избирателей. И ни в коем случае не прерывать обратную связь: чтобы знать, чем живут, чем дышат люди. Ну а настойчивость, уверенность в своих силах и умение доводить начатое дело до конца - этого оленегорской рыбачке не занимать.

- Как ни банально это звучит, я всегда хотела помогать людям, - признается она. - В юности еще запали в сердце слова Матери Терезы: «Мы не делаем великих дел, но наши маленькие дела мы делаем с великой любовью». На деловом языке это означает социальную ответственность бизнеса.

Наталия Сафронова занимается благотворительностью, правда, говорить об этом не любит. Она помогает молодежному добровольческому движению, одаренным детям, сотрудничает с обществом инвалидов. А еще на протяжении многих лет поддерживает фестиваль солдатской песни «С боевыми друзьями встречаюсь, чтобы памяти нить не прервать».

- Иначе и быть не может, ведь мой самый близкий человек - муж - участник боевых действий в Афганистане, - поясняет землячка.

Татьяна ПОПОВИЧ, Оленегорск.