Многие из них плохо знакомы с окружающим миром, но этих знаний достаточно, чтобы увериться - мир мало для них приспособлен. К сожалению, это правило действует в большинстве случаев, когда речь идет о людях с ограниченными умственными и физическими возможностями. За этим эвфимизмом стоит более привычное нам - "инвалиды". Следуя новой западной традиции, мы перестаем пользоваться этим термином. Означает ли это, что мы и относиться начинаем к ним по-другому? Пожалуй, да.

Можно сказать, что в Апатитах на пути новых отношений сделано уже два больших шага. Первым стало создание при общеобразовательной школе № 3 отделения для обучения детей-инвалидов. С помощью шведов коммун Буден и Сошеле и акционерного общества "Апатит" одно крыло первого этажа школы было обустроено для комфортного пребывания детей с ограниченными физическими возможностями, в том числе "колясочников". Здесь обучаются десять ребят старшего и среднего школьного звена. И сейчас, через два года, уже нет сомневающихся. Дело благое: дети вырываются из домашних стен, общаются со сверстниками, в том числе и с теми, кто спускается к ним на переменках с других этажей.

Второй шаг был сделан в начале этого лета. По горячему желанию родителей детей-инвалидов, по инициативе директора Центра социального обслуживания населения (ЦСОН) Ивана Портянко и при содействии городской администрации, спонсоров и шведской стороны три месяца назад на базе ЦСОН открыто отделение реабилитации для детей-инвалидов. Когда его открывали, опять-таки было много сомнений - отделение рассчитано на пребывание всего восьми детей, персонала - 10 взрослых (воспитатели, социальный работник и педагог, медсестры, врач). Город выделил деньги только на зарплату персоналу и питание детям. Остальное - ремонт, оборудование помещения, инвентарь и мебель - сделано и закуплено на деньги спонсоров - в основном представителей малого бизнеса.

- За три месяца через наше отделение прошли 16 детей, - рассказывает заведующая отделением Татьяна Голубева. - Много это или мало? С точки зрения того, сколько у нас в городе детей нуждаются в этом, - мало, с точки зрения того, что работа ведется индивидуально и кропотливо - много. За две недели невозможно адаптировать к миру ребенка, который видел или только домашние стены, или стены коррекционной школы.

Дети в возрасте от 4 до 18 лет находятся здесь ежедневно с утра до вечера, каждый день с ними проводят занятия воспитатели и педагоги, инструктор ЛФК, наблюдают медсестры и врач.

Первоначально рассчитывали, что воспитанниками станут дети с физическими расстройствами, но на деле вышло по-другому - в основном сюда приводят ребят с ограниченными умственными возможностями. Поэтому нельзя сказать, что персонала чересчур много - за такими детьми и догляд нужен особый

- Мы учреждение социальное, и свою задачу видим именно в социальной реабилитации, - поясняет заведующая. - Таких детей нужно учить общаться, следить за своим внешним видом, учить работать руками, чтобы развить мелкую моторику, а вместе с ней и речь. Но, конечно, не забываем и про лечебную гимнастику - им делают массаж, есть хорошие тренажеры, питание у нас тоже усиленное, а самое главное - внимание и любовь.

Когда мы пришли в группу, здесь вовсю шли занятия - воспитатель Нина Анатольевна вместе с девочками делала аппликации, мальчишкам помогала мастерить какие-то военные игрушки из мелких деталей. Все дети разные - Свете 16 лет, она уже закончила коррекционную школу, Жене - 14, он необучаемый, Машеньке - 10, остальной малышне от 4 до 7 лет. Все занимаются с одинаковым интересом и старательностью.

- Наша Машенька сначала училась в коррекционной школе, - рассказывает ее бабушка Нина Артемьевна. - Как ни придешь, она сидит в углу, отдельно ото всех, и со слезами домой просится. Сейчас же она довольная, веселенькая, утром все показывает, что "в школу" пора (Маша не умеет разговаривать. - ред.). Она провела в отделении два месяца, и мы надеемся на дальнейшее ее пребывание здесь.

Надеются на это и другие родители, надеются их дети. Даже те, кто не может этого сказать. Потому что не хочется расставаться с неведомыми ранее ощущениями - радости общения, познания, просто другой, неведомой раньше жизни.

Однако неизбежно наступит для них следующий период - когда они выйдут из возраста, официально считающегося детским. В 18 лет они перейдут в мир взрослых и им присвоят группу инвалидности. Если она рабочая, то специалисты бюро МСЭ составят индивидуальную программу профессиональной реабилитации. Найдут ли они потом работу? В городе действует программа квотирования рабочих мест для инвалидов. На бирже труда состоит на учете их состоит 61 человек, по программе квотирования с начала года устроились на работу 9 (в прошлом году - 7). Есть у нас даже инвалид первой группы, который стал частным предпринимателем - он делает на дому ключи. Но это скорее исключение, чем правило.

Если группа нерабочая - впереди в лучшем случае четыре стены родительского дома, в худшем - психоневрологический интернат. Для скольких людей в городе актуальна эта проблема? У нас более трехсот детей с ограниченными возможностями, большая их часть находится в детских домах или обучаются в коррекционной школе, несколько десятков живут и обучаются дома.

- Несколько наших детей уже закончили школу, есть среди них и очень способные. Например, у Антона Векшина способности к иностранным языкам, - рассказывает руководитель городской общественной организации родителей детей-инвалидов "Оберег". Валентина Индучная. - Но он, как и его друзья по "Оберегу", не хочет дальше учиться, потому что не верит, что сможет найти работу.

Что будет с этими детьми, которые незаметно стали взрослыми? Пора делать третий шаг - устраивать их будущее. "Оберег" вместе со своими друзьями-шведами, уже столько сделавшими для Апатитов, задумался о создании дома совместного проживания для инвалидов. Это может быть несколько квартир на площадке, где они смогут жить вместе под присмотром кого-то вроде патронажных сестер. За границей эта ситуация обычна, там существуют целые деревни, например, для даунов. В сентябре намечена поездка в Швецию представителей муниципалитета совместно с руководителями гороо, социальной службы города - познакомиться с таким опытом. Чтобы сделать третий шаг, нужно точно знать направление.

Ирина Леонова