В Мурманске завершил свою работу шестой русско-норвежский семинар, в котором участвовали представители региональных и городских организаций инвалидов Архангельска, Карелии, Новгорода, Пскова, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Республики Коми, а также мурманчане и гости из Норвегии.

Минувшим летом произошли кардинальные изменения в законодательстве России, затрагивающие почти каждого из инвалидов. Обсуждение этих реформ и стало лейтмотивом встречи.

- Последние изменения в законах о пенсионном обеспечении, о замене льгот денежными выплатами, наконец, новшества в налогообложении усложнят нашу жизнь, - отметила Лариса Рябышева, председатель областной организации ВОИ. - В сложившийся ситуации мы должны предпринять меры по защите своих прав.

Среди прочих тем, предложенных для обсуждения, была затронута одна из самых важных - проблема получения ребенком с ограниченными возможностями качественного школьного образования. Не секрет, что многие дети-инвалиды по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные школы. Лишь небольшое количество детей имеют шанс учиться там. А что делать ребенку, к примеру, с явным нарушением опорно-двигательного аппарата, передвигающемуся в инвалидной коляске? В 99,9% школ отсутствуют необходимые пандусы, подъемники. По этой причине многие дети-инвалиды вынуждены обучаться на дому. Но такая форма обучения имеет ряд недостатков - нередки случаи, когда учителя по доброте душевной, жалея такого ребенка, дают ему поверхностные некачественные знания.

На семинаре прозвучали примеры, когда у ребят, окончивших 9 или 11 классов, в школьном аттестате отсутствовали оценки по целому ряду предметов школьной программы - например по физике, химии, алгебре. Многие из этих предметов сложно преподавать на дому без демонстрации наглядных опытов на соответствующем оборудовании. Нежелание из-за возникающих трудностей преподавать перечисленные предметы сводит почти на нет попытки молодых людей с ограниченными возможностями получить профессиональное образование в колледжах или в институтах. А без образования не найти работу, не устроить свою жизнь. Тем самым государство обрекает молодых инвалидов на судьбу социальных иждивенцев. В советское время эти люди обрекались на роль просителя: пока живы родители - жили за их счет, позже переселялись в дома-интернаты. Спрятав человека в социальное учреждение, государство делало вид, что и проблемы не существует. К сожаленю, и нынче мало что изменилось.

- За границей любой инвалид может посещать обычную школу, в ней имеются все необходимые приспособления. А у нас таких оборудованных школ всего около тридцати на Россию, - рассказал председатель Новгородской областной организации ВОИ Станислав Агеев. - Есть такая школа у нас в Великом Новгороде. Инвалидов-колясочников каждый день из дома и обратно отвозит школьный автобус. В классах по 7 человек, что позволяет учителю индивидуально заниматься с каждым учеником. Ребята получают достойное образование. Совсем недавно в этой школе побывала делегация из США, гости были удивлены хорошим знанием английского наших ребят.

У инвалидов много проблем. В ближайшее время их меньше не станет - напротив, замена льгот денежными выплатами усложнит их жизнь. Однако участники встречи сошлись на том, что руки опускать нельзя - ведь судьба каждого из инвалидов зависит от его умения найти свое место в этой непростой жизни.

Михаил ВЛАСОВ