Как нелегко получить нынче жилищную субсидию, до конца знает лишь тот, кому она положена. Сначала приходится простаивать в очередях за справками, консультациями, а потом - чтобы сдать документы в расчетно-учетные службы. Список этих самых бумажек, без которых с тобой чиновники и разговаривать не станут, не так уж мал. Надо представить, например, справки о доходах заявителя и всех членов семьи. А попробуй-ка у иного работодателя вырвать такую бумажку, особенно если ты взят с "испытательным сроком", без оформления трудовой книжки!

Помимо этого нужно сделать массу копий всевозможных документов, к которым нынче прибавились еще и документы, удостоверяющие российское гражданство всех проживающих в квартире. (Отныне негражданам РФ субсидии не положены. Вроде бы вполне логично - пока не вспомнишь, сколько наших соотечественников, в основном пожилых людей, вынуждены были в последнее время по разным обстоятельствам вернуться на родину и теперь пытаются доказать, что они тоже россияне. А процесс получения гражданства столь длителен и сложен, что не каждому под силу довести его до конца.)

Однако на этом проблемы человека, стремящегося получить субсидию, не заканчиваются. Для получения ее важно, сколько в вашей квартире квадратных метров. Потому что субсидии начисляются в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. С 1 января 2005 года в области установлен региональный стандарт социальной нормы площади жилья в следующих размерах:

- 18 кв. метров общей площади жилья - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек;

- 42 кв. метра - на семью из двух человек;

- 33 кв. метра на одиноко проживающего гражданина;

- 38 кв. метров на неработающего, одиноко проживающего человека старше трудоспособного возраста - пенсионера (мужчину в возрасте от 60 лет и старше и женщину в возрасте от 55 лет) - нанимателя жилого помещения по договору найма в государственном и муниципальном жилфонде. То есть данная норма не распространяется на заявителей - собственников жилья.

Естественно, принимается во внимание также дополнительная жилая площадь, предоставленная гражданам по состоянию здоровья.

Изменилась и методика расчета размера субсидии, если среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума. Допустимая доля собственных расходов граждан на квартиру в совокупном доходе семьи рассчитывается с применением поправочного коэффициента. Он равен отношению среднедушевого дохода семьи к величине прожиточного минимума (по социально-демографической группе).

Если в семье есть ребенок, пенсионер и трудоспособный гражданин, то прожиточный минимум для этой семьи будет равен сумме величин прожиточных минимумов, установленных для каждой группы: 3 661 + 2 783 + 4 054, деленной на 3 (на количество человек). Получается 3 499 рублей.

В прошлые годы он рассчитывался иначе. За основу брался средний прожиточный минимум на душу населения (сегодня он равен 3798 рублям) и умножался на количество членов семьи. Субсидия, как правило, получалась выше, особенно для пенсионеров.

При желании, самому можно рассчитать размер субсидий.

При среднедушевом доходе семьи выше прожиточного минимума

Субсидия = расходы на оплату жилья (в пределах социальной нормы и нормативов потребления) - 22 х совокупный доход семьи / 100

При среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума

Субсидия = расходы на оплату жилья (в пределах социальной нормы и нормативов потребления) - среднедушевой доход семьи / величина прожиточного минимума х 22 х среднедушевой доход семьи / 100

Теперь, вооружившись знаниями, попытаемся разобраться в письмах читателей. Помочь нам взялась Марина Кравченко, начальник отдела экономического анализа департамента промышленности, строительства и ЖКХ Мурманской области.

- Сегодня многие люди не могут разобраться с начислениями по квартплате: выросли тарифы, изменилась методика расчета субсидий, да и расходы по ЖКУ мы стали оплачивать полностью. Все это, конечно, ощутимо сказалось на наших кошельках, люди в растерянности.

Из Кандалакши пришло коллективное письмо от жильцов дома № 13 по улице Данилова (35 подписей). Они пишут: "Субсидии выплачиваются меньше прожиточного уровня. Тарифы подняли необоснованно высоко. Оплачиваем еще какое-то внутридомовое обслуживание по 85 рублей". И на примерах показывают, что субсидия заметно снизилась, а квартплата выросла втрое. Народ винит в этом местную власть.

- Из-за изменения методики расчета получился большой разрыв между размерами субсидии, которую пенсионеры получали раньше, и той, которую имеют сейчас. Вот именно из-за этого и страдают пенсионеры - авторы письма из Кандалакши... Что же касается тарифов, то согласно статье 165 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления и управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию о ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов, а также на коммунальные услуги.

Если вы сомневаетесь в правильности этой информации, можно обратиться в Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Мурманской области: улица Коммуны, 7.

- А если в субсидии отказали, что делать?

- Обжаловать это решение в суде - согласно постановлению Правительства № 444.

- Марина Эриковна, к нам обратилась мурманчанка, у которой накопилась задолженность по квартплате. Ей не дают субсидию.

- Она может заключить соглашение на какое-то время для погашения долга.

- Но срок предлагают больно маленький - полгода.

- Смотря, какая задолженность, можно заключить договор и на год-полтора. Как только квартиросъемщик такие обязательства на себя возьмет - ему пойдут навстречу и дадут субсидию. Однако следует иметь в виду: перечисление ее может быть приостановлено в случае неоплаты гражданами текущих платежей за ЖКУ в течение трех месяцев подряд. А также когда получатель субсидии не предоставит сведения об изменении доходов.

- Не подскажете, как быть жителям Туломы? В 2005 году квартплата в поселке подскочила так высоко, что одиннадцать работников ушли из совхоза на более высоко оплачиваемую работу. Посудите сами, четыре человека проживают в трехкомнатной квартире (общая площадь 68,8 кв. метров), счет за нее - 4800 рублей. За двухкомнатную (50,4 кв. метра, три человека) - более 3500 рублей, за однокомнатную (32,4 кв. метра, трое жильцов) - 2340 рублей. И это при тех очень небольших заработках, которые получают труженики села.

- Такое положение сложилось не только в Туломе. Эти проблемы свойственны всем небольшим населенным пунктам в Кольском районе, Кандалакше, Ковдоре и др. Тарифы там объективно выше, чем в больших городах, так как услуги крупных предприятий дешевле. Могу посоветовать обратиться за субсидией. Как видно из приведенных данных, эти семьи не должны платить более 22 процентов от своих доходов, так как они укладываются в социальную норму площади жилья.

- Александр Гейзерик из поселка Коашва спрашивает, имеют ли какие-то льготы по квартплате жители поселков и сельской местности?

- Нет. Льготы имели и имеют только сельские специалисты - врачи, учителя.

- Наших читателей волнует вопрос роста тарифов. Как их можно обуздать?

- Рост начисленных в январе 2005 года платежей за ЖКУ по сравнению с декабрем 2004 года составил 26,6%. Для этого есть две причины. Первая и основная - прекращение с нового года государственной поддержки ЖКХ. Начиная с 1994 года государственная политика направлена на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального хозяйства и постепенный переход к полному возмещению населением стоимости ЖКУ. Раньше за счет этой поддержки правительство Мурманской области и муниципальные образования сдерживали предельный уровень платежей для населения. В 2004 году он в целом по области составлял около 80 процентов, а 20 процентов компенсировалось из федерального бюджета. Сейчас предельный уровень по требованию Правительства РФ был установлен в размере 100 процентов. Помощи из федерального бюджета больше нет, а Мурманская область - дотационный регион.

Вторая причина - рост цен и тарифов в среднем по области на 7,4 процента. Он вызван ликвидацией по требованию Правительства РФ перекрестного субсидирования (это когда юридические лица - предприятия платили за те же услуги по более высоким тарифам, чем население, и тем самым дотировали его), ростом цен на энергоносители, материалы и оборудование, повышением оплаты труда и т. д.

- Конечно, если бы помощь государства осталась на прежнем уровне, то рост тарифов (7,4%) не вызвал бы такой бурной реакции населения.

- Чтобы остановить рост тарифов, необходимо поменять устаревшее оборудование, изношенные сети, провести комплекс мероприятий по энергосбережению в жилищном фонде, перейти на более дешевый вид топлива - газ. К сожалению, все это очень дорого, и без помощи государства здесь не обойтись.

- Однако, напомним, есть еще одна причина, по которой население стало платить больше за жилье и коммунальные услуги.

- Ужесточились условия предоставления субсидий, из-за чего объем этих субсидий, то есть размер государственной поддержки, значительно снизился. Раньше, например, если размер начисленной платы за ЖКУ составлял 1300 рублей, то пенсионер мог получить субсидию - 1250 рублей и реально вносил в кассу всего 50 рублей. Сейчас он получает субсидию 850, а платит 450. Согласитесь, разница есть.

Правительство области, принимая во внимание небольшие доходы пенсионеров, рекомендовало муниципальным властям при решении вопроса о субсидиях учитывать прожиточный минимум не по социально-демографической группе, а среднедушевой - 3 798 рублей. И большинство городов пошли по этому пути.

Нас учат жить по средствам, причем учат жестко. Особенно тяжело при этом чувствуют себя пожилые люди, вынужденные не только ограничивать себя в питании, но и отказываться от родных стен, где прошла их жизнь, где с каждой вещью связаны дорогие воспоминания. Не все из них выдерживают такой прессинг.

Людмила ЛОПАТКО