С 1 апреля акционерное общество "Мурманскавтотранс" вдруг отменило социальную льготу - 30-процентную скидку на проезд на междугородних автобусах для пожилых людей, которых теперь величают региональными льготниками. Эту льготу "сверху" никто не спускал. "Мурманскавтотранс" сам рискнул ее ввести в надежде увеличить пассажиропоток на междугородних рейсах, который значительно поубавился с 1 января после введения 122-го закона. Риск, как говорится, дело благородное, но при одном условии: все предварительно надо просчитать, взвесить и оповестить население. Однако транспортники, очевидно, решив сэкономить на рекламе, ограничились лишь информацией на автовокзалах. Многие люди не успели воспользоваться скидкой, потому что даже не знали о ней. Откровением для них стала Памятка для региональных льготников, опубликованная в "Вестнике" 9 апреля. Именно оттуда они и почерпнули информацию о скидке. Но, как говорится, поезд ушел...

После того как льготы на "междугородку" перечеркнул 122-й закон, люди попереживали и стали ездить на поездах: в общем вагоне все-таки подешевле, чем на автобусе, хотя есть и другие неудобства. Вот что говорят сами пассажиры.

Анна Филипповна: - Сын месяцами находится на лечении в Апатитской психбольнице. Я уже старая, больная, но езжу к нему каждые выходные. На автобусе - как у труженицы тыла у меня билет был бесплатный. А с 1 января пришлось ездить на поезде, в общем вагоне. Хотя расписание неудобное да и в вагон не подняться. Там, куда наш общий подходит, платформы нет. Пока залезу, ноги в кровь разобью. Если бы знала о скидке на автобус, конечно бы, ездила на нем.

Федор Иванович: - Дочка в онкологии, состояние тяжелое, много денег на лекарства уходит, на питание. А билет на автобус нынче только в один конец - 250 рублей. До Мурманска стараюсь на перекладных добираться. Как жаль, что не знал о скидке.

Эти и другие бывшие пассажиры автобусного маршрута Мурманск - Кировск, да и не только его, когда звонили в редакцию, очень сожалели, что скидка на "междугородку" просуществовала так мало. Однако так или иначе предприятие, не получив ожидаемого притока пассажиров на междугородних линиях, а значит, и ожидаемой прибыли, скидку отменило. Хозяин, что и говорить, барин.

Финансовое положение наших транспортников и в самом деле плачевное. По словам генерального директора ОАО "Мурманскавтотранс" Андрея Варзугина, первый квартал принес предприятию 13 млн. рублей убытков (у АК-1118 - 8 млн., у троллейбусников - 2 млн. - Л. Л.) Они "не привозят" тех доходов, которые имели раньше. Монетизация принесла еще большие проблемы. Стоимость 100- и 250-рублевых социальных проездных не покрывает реальные расходы автоколонн на перевозку пассажиров, бьет по карману и приводит к задержке зарплаты, которая и так мала. У водителей "Мурманскавтотранса" она составляет 6-7 тысяч рублей, что гораздо ниже средней заработной платы по области.

Машины, на которых нас с вами возят, старее не придумаешь. "ЛиАЗы" разваливаются на ходу, 20-летние "Вольво", "Скании" и прочие "иностранки" по сравнению с ними молодки. Но об иномарках, которые хоть как-то поддерживали автопарки, теперь можно даже не мечтать. Взлетел таможенный провоз, стал раз в восемь выше стоимости самой "гуманитарной помощи". А кому по карману "подарочек" за 40 тысяч евро?

Лизинговые автобусы, которые мы с таким почетом встречали год назад (43 пришли в "Мурманскавтотранс", 17 - в АК-1118), скоро могут укатить обратно: денег, чтобы за них расплатиться, у акционерных обществ нет.

Нельзя сказать, что в регионе не ищут путей выхода из тупика. Выкупила свою автоколонну, входившую в состав ОАО "Мурмаскавтотранс", администрация Снежногорска. По этому же пути собираются идти власти Оленегорска. И не потому, что у них в бюджете есть лишние деньги. Там понимают безвыходность ситуации: из-за нерентабельности количество рейсов постоянно сокращается, не сегодня завтра вообще может встать вопрос о закрытии, например, Оленегорской АТК. Не лучше ли хотя бы имеющуюся базу в городе сохранить?

В апреле "Мурманскавтотранс" приготовил землякам неприятный сюрприз. Оказались закрытыми автобусные маршруты на Тайболу, Севроморск-3, сокращен не один десяток междугородних и городских рейсов по всему региону. Причина одна - деньги, точнее их отсутствие.

И дальше ничего хорошего не предвидится. В Министерстве транспорта уже обсуждается вопрос о запрещении использовать "Газели" на длинных маршрутах - слишком много нареканий по вопросам безопасности пассажиров, их удобства. К примеру, в салоне малометражки не разместить багаж пассажиров, а специального отделения нет.

С 1 января в среднем по стране пользуются автобусами и троллейбусами где-то 15-20 % пожилых людей (у нас примерно 13,6 %). Старики предпочитают экономить на транспорте: меньше стали выходить из дома, две-три остановки преодолевают пешком. Их понять можно: цены на питание, на жилье безудержно растут. Дотаций на общественный транспорт, который считается убыточным во всем мире, наше государство не дает. Сегодня транспортники требуют от правительства области и от руководства своих предприятий повышения зарплаты, субсидий на возмещение затрат по социально значимым, но нерентабельным маршрутам, компенсаций по лизинговым платежам, средств на обновление автопарка.

Реальны ли эти требования? Ответ я попыталась найти в отделе транспорта соответствующего департамента областного правительства. Там эти проблемы хорошо известны, однако, как найти золотую середину, чтобы были довольны и автотранспортники, и население, ответить пока не готовы. Денег на все это нет, и в бюджет они не закладывались. Закон о монетизации грянул неожиданно для всех, и правительство области вынуждено было найти средства на льготный проезд тем, кому он положен по закону, и пенсионерам, которых закон обошел. Такие деньги нашли - 625 млн. рублей. Для нашего региона сумма немалая. Население таким образом поддержали, а транспортников не смогли.

Сейчас специалисты прорабатывают различные варианты, чтобы всем было если не хорошо, то хотя бы терпимо. Изучают опыт соседей. Но, к сожалению, и там не лучше. У многих стоимость проезда на общественном транспорте перевалила за "десятку" - 12 -13 рублей. Мы на 7-8 рублях долго тоже не продержимся - тарифы на проезд в скором времени возрастут, и к этому надо быть готовыми. Льготники без поддержки тоже не останутся. Как она будет выражена - в виде единого проездного, снижения стоимости разового проезда либо в каком-то ином варианте (а всего их, как мне сказали специалисты, около 15) - станет известно к концу апреля.

Однако чем дальше мы погружаемся в монетизацию, тем яснее становится, что регионам, тем более дотационным, самим все проблемы не решить: одно латаем, другое рвется. Вот и сейчас, как сказал на селекторном совещании министр транспорта Игорь Левитин, чтобы помочь транспортным предприятиям, из федерального бюджета выделено по 50 рублей на каждого федерального льготника. Нашему региону досталось 7 млн. 14 тысяч рублей, однако на 19 апреля "Мурманскавтотранс" и автоколонна № 1118 ни копейки пока не видели.

Вопрос о том, что в России автотранспорт и пассажиры не хотят пересекаться, хотя и существуют друг для друга, похоже, не только набил оскомину, но и вызывает головную боль. Причем у значительной части общества. А вот как снимать ее - рецепта нет. Остается надеяться, что он будет найден. И чем скорее, тем лучше.

Людмила ЛОПАТКО