Межсезонье - это черный от влаги, а значит, и скользкий асфальт, порою - утренняя гололедица. Светлый период дня неуклонно сокращается, видимость падает, а аварийность растет. Отмечено: если в среднем в день в нашей области случается около десятка дорожно-транспортных происшествий, то в это время года - в 4-5 больше. Слов нет, тревожный настал период.

Тем более тревожный, что ситуация на наших дорогах и в целом ухудшилась. За восемь месяцев уже 55 человек расстались с жизнью на проезжей части, около 800 - ранено. Печальные цифры выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на десять процентов. Лидируют в списке наиболее опасных мест Кировск, Ловозерский район и Полярные Зори.

Об этом говорилось во вторник на заседании областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Его участники обсуждали, как можно уменьшить количество таких происшествий

176 тысяч нарушений правил дорожного движения зафиксировано за названный период. Пешеходы, конечно, тоже хороши - частенько перебегают дорогу в неположенном месте, создавая угрозу аварии. Однако большинство нарушений все-таки на совести водителей. Причем некоторые привлекались к ответственности не по одному разу.

Комиссия порекомендовала главам муниципальных образований и местным подразделениям ГИБДД определить наиболее опасные участки дорог и улиц, а потом постараться устранить причины их повышенной аварийности. Запланированы профилактические мероприятия по снижению травматизма "Пешеход" и "Газель". Пожарные части Оленегорска, Апатитов и Кандалакши будут оснащены комплектами специального оборудования для вскрытия искореженных машин. Оно бывает крайне необходимо, причем в ситуациях, когда счет идет на минуты. Например, прошлой зимой людям, попавшим в аварию под Оленегорском, пришлось долго ждать аварийно-спасательный отряд из Мончегорска, который и помог им выбраться из машины, двери которой заклинило. В другой раз перевернувшийся рядом с Апатитами автомобиль с полуживыми пассажирами понадобилось тащить в ближайший город, где имелись нужные приспособления.

17 человек из 55 погибших разбились на автодороге федерального значения "Кола", то есть "ленинградке". В ряде этих аварий, как считают специалисты, сыграли роль плохие дорожные условия. На важнейшей трассе частично отсутствует разметка, плохо видны знаки, на многих участках нет заграждений. Давно нуждается в обновлении асфальтовое покрытие возле Кандалакши и на подъезде к Мурманску.

Особенно беспокоят всех ДТП с участием детей, число которых подскочило аж на 25 процентов! Больше всего таких происшествий в Кировске, Кандалакше и Кольском районе.

- На улице Полярные Зори в Мурманске водители никогда не притормозят у пешеходного перехода. Сколько раз сам видел: дети до середины дороги добегут - и обратно, потому что машины несутся, - возмущался председатель комиссии, руководитель областного департамента промышленности, строительства и ЖКХ Николай Бережной. - Возле областного драмтеатра ситуация тоже непростая.

Увы, подобные примеры может привести каждый из нас. Воспитание многих водителей, как говорится, оставляет желать лучшего. Так и хочется напомнить заголовок недавней публикации "Вестника", в которой говорилось о том, до каких пор наши дети будут в опасности на улицах, - "Пока взрослые не повзрослеют"...

Из конкретных мер для защиты ребятишек на дороге, о которых говорилось на заседании комиссии, стоит отметить значки-светоотражатели, прикрепленные на верхней одежде. Они помогут малышам стать заметнее для водителей транспорта в приближающейся полярной ночи. Областной комитет по образованию вскоре начнет распространять их среди учеников начальных классов.

* * *

Обостряется в межсезонье и еще одна проблема. О ней, впрочем, на заседании не говорилось, поскольку она не столь тревожного характера. Скорее даже формального. И все-таки... Когда количество ДТП резко подскакивает, инспектора ГИБДД физически не успевают на их места вовремя. Водителям приходится проводить долгие часы в ожидании у своих машин, даже если повреждения имеют, так сказать, косметический характер. И потом пишут жалобы в инспекцию.

А ведь есть и другая возможность, которой в нашей области владельцы пострадавших авто почему-то почти не пользуются. Правила дорожного движения разрешают составлять схему происшествия самостоятельно. Сделать это водители могут при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося. И, конечно, если в ДТП нет пострадавших, а материальный ущерб невелик.

Чтобы оформить такой документ, надо указать точное место аварии - улицу или перекресток, номер соседнего дома. Отметить направление движения, наличие светофоров и погодные условия. Изобразить положение машин - как они сместились или развернулись после столкновения. Вверху листа пишутся марки и номера авто с указанием фамилий водителей. Рядом ставится число и время аварии. Подписав схему, стороны должны отправиться на ближайший пост дорожно-патрульной службы или в милицию.

Правда, есть одна закавыка. Более подробные рекомендации, как оформлять происшествие, не дожидаясь инспектора, нигде не прописаны. Поэтому надо фиксировать все максимально точно и детально, чтобы у сотрудников ГИБДД потом не было неясностей.

Наталья БРАВИНОВА