После того, как позавчера ночью мятежный траулер "Электрон" ошвартовался у родного мурманского причала, капитана Валерия Яранцева на "скорой" увезли в кардиореанимацию областной больницы.

Когда судно прошло все положенные по приходу формальности по оформлению прихода, капитан Валерий Яранцев еле держался на ногах. Сказалась почти пятисуточная гонка на выживание, когда четыре военных корабля береговой охраны Норвегии, взяв "Электрон" и поддерживающий его траулер "Григорий Арлашкин" в жесткое каре, пытались с помощью авиации и действий, сильно напоминающих боевые, затащить его в Тромсё. Несколько суток капитан не уходил с мостика и, несмотря на открытый прессинг, в условиях жестокого шторма упорно вел судно в Россию. И привел.

Он был совсем немногословным, Валерий Яранцев, когда уже у причала, в метельной круговерти на судно поднялись встречающие - генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Геннадий Степахно и депутат областной думы Василий Калайда. Только принимая цветы, принесенные в знак признательности мужеству его и экипажа, отвел на миг повлажневшие глаза. А на вопросы ответил обычными скупыми словами:

- Судно привел. Все в порядке.

Врачи со "скорой" даже не дали заглянуть ему домой, сердце капитана срочно нуждалось в поддержке. А на "Электроне" тем же вечером начала работу официальная комиссия, включающая представителей ФАР (Федерального агентства по рыболовству), Россельхознадзора, УВД, ФСБ и других компетентных служб.

А вчера в 11 утра состоялся брифинг, который провел для представителей мурманских СМИ Леонид Мирошниченко, заместитель начальника береговой охраны Мурманского пограничного управления. Правда, 10-минутный разговор на заснеженном дворе (в здание управления нас не пригласили.- Н.А.) мало что дал журналистам. Леонид Мирошниченко сжато рассказал о моменте передачи норвежских инспекторов с борта "Электрона" на корабль "Тромсё" и изъятии документов о якобы имеющихся нарушениях "Электрона". Он подчеркнул, что норвежская сторона пока не представила нам никакой доказательной базы тех нарушений, о которых шла речь, но заверила, что в случае обращения российских заинтересованных лиц по дипломатическим каналам, с разрешения норвежского правительства, материалы будут представлены.

- Но те документы, что мне показали на судне "Тромсё", по моему мнению - на первый взгляд и без экспертных оценок - доказательством нарушения капитаном судна не являются, - уточнил Леонид Мирошниченко.

Не преувеличу, если скажу: нет сейчас в Мурманске моряка, который бы не ждал с нетерпением новостей о ситуации с "Электроном". Редакция попросила прокомментировать ситуацию двоих из старейших и заслуженных рыбаков Мурмана. Вот их мнения.

Владимир Журавлев, ветеран рыбной промышленности, отдавший морю 53 года, заслуженный работник рыбного хозяйства, опытнейший капитан-промысловик:

- Конечно, до тех пор, пока не будет результатов официального расследования, оценивать то, что произошло в районе Шпицбергена, сложно. Но, повернув свое судно в Россию, капитан Яранцев поступил совершенно правильно. И мы все должны быть ему признательны за то, что своим поступком он заставил обратить внимание самых высоких инстанций на работу нашего флота в районе Шпицбергена. Вопрос номер один: на каком основании и по какому праву норвежцы диктуют свои условия ведения промысла в свободной зоне? Капитан Яранцев работал по российским правилам рыболовства, а не по норвежским, на что имел полное право. Скажем, у норвежцев допустимый размер ячеи - 135 миллиметров, а у нас 125, и право капитана пользоваться именно такими орудиями лова.

Второе: когда капитан принял совершенно адекватное, на мой взгляд, решение следовать в мурманский порт, норвежцы, преследуя его и второе российское судно, грубо нарушили святая святых законов мореплавания. В условиях жесточайшего шторма, в зимнее время, и так чрезвычайно опасное для моряков, они предпринимали все, чтобы сделать "Электрон" и "Григорий Арлашкин" неуправляемыми, обездвижить их. Казалось, в азарте погони был забыт здравый смысл, под прямую угрозу ставились жизни российских моряков.

Но самое настораживающее в этой истории то, что она обнажила действия, которые норвежские власти даже не считают нужным в последние годы скрывать - ползучую экспансию на Восток. И наши бесконечные уступки в этом соседям очень на руку.

Николай Гуцкалов, почетный работник рыбного хозяйства России, капитан-промысловик с 36-летним стажем:

- Не раз и не два, ведя промысел в районе Шпицбергена, мне доводилось сталкиваться с норвежскими инспекторами береговой охраны. Положа руку на сердце скажу: более режимной зоны не видел нигде. Инспектора ведут проверки по своим, норвежским, правилам рыболовства. Проверка ведется неторопливо - 4, 6, 8 часов, и то, что капитаны теряют промысловое дорогое время, норвежцам абсолютно безразлично. Даже если случаются мелкие инциденты, которые легко разрешить на борту судна, резюме, как правило, одно - "Следуйте в норвежский порт!" А там - все ясно. Без всякого суда на корабль приходят представители тамошних властей и выносят решение о солидном штрафе. Виноват не виноват: плати. Поэтому то решение, которое выбрал капитан Яранцев, было в данном случае самым разумным. Приди он в Тромсё, судно неминуемо бы арестовали, а сумма штрафа вылилась бы в неподъемные деньжищи, способные обанкротить фирму-владельца. В данном случае капитан спас судно, экипаж и свою компанию-работодателя.

Что же касается самой сути вопроса, то неповиновение "Электрона" норвежским властям вскрыло фурункул, который давно вызрел и должен наконец прорваться! Это проблема возможности работать в зоне Шпицбергена нашим рыбакам, как и положено в свободной зоне - по нашим, российским, законам и правилам. А не по тем правилам игры, которые диктует Норвегия. Я сегодня был на причале, рядом с "Электроном". И слышал, что говорят простые моряки с соседних судов: "Наконец-то! Наконец-то правительство оглянется на то, что ежегодно творится в районе Шпицбергена, на то, как там гнобят и прессуют наших ребят. Молодец капитан Яранцев". Полностью согласен.

Итак - "Голову с плеч капитану" или "Да здравствует капитан!" - об этом мы узнаем после результатов проверки. Одно ясно - в этой гонке с преследованиями он победил. Хотя это как раз понятно. Он ведь не только свой корабль отстаивал, но и корабли многих сотен своих, российских, коллег-капитанов. А если брать глубже - наши отечественные интересы в свободной зоне, откуда нас в последние годы так же очень свободно вытесняют и выдавливают.

Публикации по этой теме:

Морской протест чуть не обернулся тараном "Мурманский вестник" от 19.10.2005

Недетские игры на свежем воздухе "Мурманский вестник" от 20.10.2005

Голову с плеч или Да здравствует? "Мурманский вестник" от 22.10.2005

Кто в море хозяин? "Мурманский вестник" от 26.10.2005

Пора объединить два полушария "Мурманский вестник" от 26.10.2005

Карманы вывернешь - иди домой "Мурманский вестник" от 28.10.2005

Приключения "Электрона": продолжение последовало "Мурманский вестник" от 02.11.2005

Капитан Яранцев ищет защиты в Страсбурге "Мурманский вестник" от 20.01.2009

Нина АНТОНЯН